Сочинение-описание по картине Васнецова «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем»


«Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем» - Васнецов В.М.


Виктор Михайлович Васнецов (15.05.1848–23.07.1926), известный русский художник, прославившийся мастерством в исторической и фольклорной живописи, в 1912 году написал картину «Битва Ивана-царевича с трёхглавым змеем». Масштаб полотна, вытянутого по горизонтали, — 120 × 260 см, техника написания произведения — масло.

Жанр картины — мифологический, фольклорный.

Композиция полотна — диагональная (динамичная). Холст условно поделён на две «треугольные» части — светлую и тёмную.

На переднем плане в разломах скал бьётся Иван-царевич с чудищем о трёх головах. Лицо царевича перекошено от напряжения, пряди волос на лбу взмокли и лежат беспорядочно. Он держит щит над головой, правой рукой занёс окровавленный меч. Иван стоит на одном колене, упираясь другой ногой о камень. Полы кафтана из-под кольчуги развеваются. Под ногами героя белеют кости то ли бойцов-предшественников, то ли жертв змея. Слева в углу картины — волна, накатывающая на скалу.

Средний план — отвратительное белое брюхо змея, разинутая красная пасть средней головы, безголовая шея слева. Справа голова бездействует, так как шея изранена. За спиной змея расправлены тёмные крылья, толстый зелёный хвост протянулся через всё полотно. По правому краю полотна стоит, вжавшись в гору, ни жива ни мертва, девица. Правая рука её прижата к груди. Длинные распущенные волосы развеваются, очевидно, от ветра, производимого взмахами крыльев чудища.

На заднем плане тревожно пламенеет горизонт, темнеет море, омывающее зловещий замок змея, скалы.


Цветовая палитра картины яркая, насыщенная, как и полагается в сказочном сюжете. Основа цветовой гаммы — оранжевые и зелёные тона. Холода добавляет тёмная синева моря и голубое платье пленницы змея. Ярко-красные пятна крови усиливают впечатление напряжённости поединка. Также оранжевый цвет местами приобретает огненный оттенок.

Источник света в картине не совсем ясен. Освещён передний план — сражение Ивана-царевича с трёхглавым змеем. Свет падает со стороны зрителя, но тени участники сражения не отбрасывают. Вероятно, свет этот волшебного происхождения. Закат на заднем плане бросает отблеск лишь на скалы в море. Царевич изображён в зоне света, потому что он сражается на стороне добра. За спиной змея всё сумрачно.

Идея произведения: побеждать зло — неимоверный труд и героизм. Сказка всегда заканчивается победой добра, но, чтобы одолеть зло, надо сражаться с ним до седьмого пота. И это не только тяжело, но и очень страшно. Тот, кто спасает, всегда рискует собственной жизнью. В сказочных повествованиях герой остаётся в живых, в реальной жизни бывает всякое.

Содержание картины можно расценивать как аллегорию: змей — зло, царевич — добро. Зло очень сильно и коварно, это трёхглавая гидра. Добро в образе царевича выглядит много слабее, оно лишено коварства и хитрости, но зло при этом обречено на поражение.

Картина «Битва Ивана-царевича с трёхглавым змеем» находится в Москве, в Доме-музее В.М. Васнецова. Экспрессия произведения, выразительность образов неизменно привлекают к ней внимание зрителя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Крещение князя Владимира»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Спящая царевна»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»