Сочинение-описание по картине Васнецова «Крещение князя Владимира»


«Крещение князя Владимира» - Васнецов В.М.


Виктор Михайлович Васнецов (15.05.1848–23.07.1926), великий русский художник, основатель «неорусского стиля», расписывал Владимирский собор в Киеве в 1895–1896 годах. Вход на хоры он увенчал фреской «Крещение князя Владимира». Созданию этой фрески предшествовал эскиз 1890 года с одноимённым названием.

Материал эскиза — бумага, техника написания — акварель, гуашь, карандаш.

Жанр картины — религиозная, историческая живопись. К религиозной теме Васнецов чаще стал обращаться в 1890-х годах.

Композиция произведения многофигурная, статичная, линейная. Вертикальный формат придаёт возвышенность произведению в согласии с темой и высокими сводами храмового сооружения.

Передний план картины — князь Владимир в купели. Он погружёно по грудь, видны обнажённые плечи. Правая рука его воздета вверх, словно он изумлён чем-то. Князь смотрит перед собой широко открытыми глазами. Вероятно, он уже прозрел. Известно, что до принятия крещения с Владимиром произошло несчастье: внезапно он был поражён слепотой. Во время крещения к нему вернулось зрение.

Средний план — окружение князя, свита, церковные служащие, седобородый священник, совершающий таинство крещения. Витязи в шлемах, дружинники князя, смотрят на происходящее с любопытством и отчуждением, ведь они по убеждениям своим ещё язычники. Рядом с купелью держат наготове княжескую одежду отрок и пожилой слуга.


Задний план картины — расписанные стены и своды баптистерия (крестильни), арки с паникадилами, за которыми в темноте скрыты стены собора.

Цветовая палитра выдержана в тёплых тонах жёлтого цвета с лёгким зеленоватым оттенком. Золотистый тон фресок и княжеского одеяния, приготовленного для Владимира, подчёркивает торжественность происходящего. Белый цвет одежд священника и служек, исподней рубахи, ожидающей новообращённого князя, символизирует чистоту и свет.

Гармонично сочетается с общим жёлтым тоном коричневый цвет в одежде приближённых князя. Коричневый высокий столик покрыт красным полотном с крестом и бахромой. На столике, очевидно, поставлены Святые Дары. Красным цветом обозначены и кресты на епитрахили священника. Этот цвет знаменует одновременно жертву Спасителя и торжество Пасхи. В цветовой палитре картины красный цвет оживляет сдержанность общей цветовой гаммы.

Происходящее событие заливает ровный тёплый свет. Он исходит с высоты: проникает через высокие зарешеченные оконца под куполом баптистерия, распространяется от огоньков паникадил и высокой свечи в руках одного из молодых служек.

Идея, задуманная художником в эскизе, — отразить значительность события, крещения князя Владимира. Этот шаг положил начало новому повороту в истории Руси: обращению языческого народа в христианство, вступлению на путь святости — Святой Руси.

Эскиз, идею и замысел которого художник позднее воплотил в росписи Владимирского собора, интересен и сам по себе. Ныне он хранится в Третьяковской галерее. Тщательно прорисованы лица участников события, в каждом из них просматривается отношение к происходящему. Приступая к этой работе, Васнецов обращался к древним рукописям, чтобы составить для себя наиболее полное представление о личности князя. В результате, кроме художественных достоинств, для изображения «Крещения князя Владимира» характерны историзм и психологизм.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Спящая царевна»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»