Сочинение-описание по картине Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»


«Царь Иван Васильевич Грозный» - Васнецов В.М.


Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926), русский художник, видный представитель жанра исторической и фольклорной живописи, в 1897 году написал картину «Царь Иван Васильевич Грозный». Работа выполнена на холсте маслом, масштаб — 247 × 132 см.

Жанр произведения — исторический портрет. Это единственная работа художника в данном жанре.

Композиция картины треугольная, статичная. Изображена одна фигура в полный рост. Схематично — «треугольник» с основанием внизу.

Узкий вертикальный формат полотна придаёт величественность образу царя, возвышает его над окружающими. Этому способствует и низкая точка зрения в изображении.

Передний план картины — стоящая на ступенях лестницы фигура царя в тяжёлой парчовой шубе. Иван Васильевич изображён в полуобороте к зрителю, не строго по центру полотна, а смещённым к правому краю картины, на фоне фрагмента архитектуры дворца.

Взгляд самодержца очень суров, точнее — грозен, брови сведены к переносице, углы рта опущены. Выражение лица царя всея Руси, вероятно, приводило в трепет окружающих. Несомненно, это сильная личность, человек очень умный, но тяжёлого нрава: жесток, страстен и непредсказуем. Царь уже немолод (борода с проседью), он много видел, много пережил, до конца никому уже не доверяет, одинок в своём величии, в своей неограниченной власти.

Чётки в его правой руке указывают на религиозность, ревность царя в православной вере. Узорный посох Ивана Грозного, заострённый внизу, прославлен проколом ноги князя Андрея Курбского, перебежчика и изменника. Перепадало этим посохом и боярам, когда Иван Васильевич бывал в гневе.


Иван Грозный стоит на красной дорожке, ступенью ниже — изображение державного герба. Шаг вниз — и царь попирает его ногой. Это символично: вся держава у ног его, он безраздельный хозяин Московской Руси.

Задний план — древнерусская архитектура, убранство царского дворца. Резное полукружие окна, узоры, крутизна узкой лестницы — всё передано художником с исторической точностью. В небольшом проёме окна виднеется архитектурный пейзаж старой Московии с заснеженными крышами теремов.

В цветовой палитре картины доминирует золотисто-жёлтый цвет: золотая узорчатая парча шубы, золотистые узоры посоха и сапог царя, желтеет узорами убранство дворца. Золотой цвет подчёркивает царскую исключительность.

Оттеняет тёплый цвет одеяния монарха сумрачный фон полутёмного пространства лестницы, тёмный головной убор самодержца и тёмные перчатки на его руках. Сдержанную цветовую гамму разбавляет красная дорожка. Красный цвет её можно трактовать как кровавый путь в укреплении власти, а можно понимать и как цвет силы, жизни. Красный цвет просто красив, и такие ковровые дорожки во дворцах — обычное явление.

Свет зимнего снежного дня струится через окно в нижнем левом углу картины. Есть ещё источник света, не видимый для зрителя. Лицо и фигура царя освещены достаточно хорошо, но стена за ним поглощена сумраком.

Идея произведения — отражение личности царя, его эпохи. В. М. Васнецов, монархист по убеждению, постарался передать образ Ивана Васильевича, свойственный народному представлению: правитель не только грозный, но и незаурядного ума.

В.М. Васнецов остался доволен своей работой «Царь Иван Васильевич Грозный» и представил её на юбилейной XXV передвижной выставке. Художник, действительно, впервые изобразил неоднозначную фигуру Ивана Грозного очень убедительно.

Эта картина находится в Третьяковской галерее. Выразительный образ знаменитого царя не оставляет зрителей равнодушными.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Крещение князя Владимира»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • Сочинение-описание по картине Васнецова «Спящая царевна»