Сочинение-описание по картине Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»


«Осада Троице-Сергиевой Лавры» - Верещагин В.В.


Василий Васильевич Верещагин (26.10.1842—13.04.1904) — русский художник, мастер батальных полотен. В 1891 году он написал картину «Осада Троице-Сергиевой лавры». Размер холста: 282 × 458, техника — масло.

Жанр картины — исторический. Сюжет — осада Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками, выступавшими на стороне Лжедмитрия II. Период осады длился шестнадцать месяцев: с сентября 1608 года по январь 1610-го. Сняли её войска Скопина-Шуйского при участии шведов. Эпизод долгой осады изображён на картине.

Композиция полотна многофигурная, диагональная, передающая динамику и внутреннее напряжение.

Центр композиции — трое защитников монастыря с раненым на руках, все члены этой группы принадлежат разным сословиям: монах, воин, мещанин и дворянин.

На переднем плане слева — встревоженные и горюющие женщины, играющий маленький ребёнок, не разумеющий трагичности положения. Рядом с центральной группой изображён бегущий мальчик лет десяти, он с тревогой смотрит на крестьянина, которого поддерживает седобородый схимник (справа). Должно быть, это его отец.

Справа изображены ещё двое защитников и немолодая женщина. Одного из них она перевязала голову, другого поит из ковша. По центру лежат ядра, оружие. В лицах людей вера и решимость не сдаваться врагу.


На втором плане слева — белая стена храма, побитая ядрами. Со ступеней его спускается процессия крестного хода с иконой, крестом и хоругвями, впереди — священник с кропилом и святой водой. В это же время воины в кольчугах заносят в храм тяжело раненного товарища, голова которого запрокинута. На пострадавшего сочувственно смотрят стоящие на крыльце монахини.

Задний план обширен: длинная череда народа, идущего под благословение священника. За ним — конные воины в кольчугах, со знамёнами, стрельцы. Справа на заднем плане белый храм, за которым крепостная стена с высокой башней. На стене видны фигурки защитников, ведущих оборону. Выше — небо в густых кучевых облаках и клубы порохового дыма.

Цветовую палитру картины составляют, главным образом, светлые краски. Доминирует белый цвет храмовой стены, который словно осветляет красные, зелёные и коричневые тона одежды людей. Даже чёрные монашеские рясы выглядят, скорее, серыми. На переднем плане цвета более отчётливы, и пятна красного цвета вносят напряжение в сцену осады лавры, но задний план размыт в дымке и светел. Золотистый цвет хоругвей на фоне белой стены создаёт впечатление торжественности. Всё это смягчает драматизм ситуации, даёт надежду на благоприятный исход.

Впечатление такое, что свет в картине излучает ослепительно белая стена храма, но её озаряют прорвавшиеся из-за туч лучи. Они же заливают подворье с людской толпой, и так же, как стена, сверкают белые блузы и платки женщин. Свет падает справа, и левая часть картины особенно светла. Солнце засияло из туч в момент крестного хода как Божье благословение.

Победа будет, но, известно, что достанется она очень тяжело. Многие умрут от голода, последние защитники будут похожи на скелеты. Люди подоспевшего на выручку войска будут поражены физической измождённостью и силой духа защитников лавры.

Идея произведения — единство народа в защите Троице-Сергиевой лавры перед лицом врага, крепкая вера русских людей, дающая силу духа в противостоянии неприятелю.

Картина В.В. Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» экспонируется в государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Полотно ярко иллюстрирует событие 16 века, вызывает интерес к истории, привлекает зрителя колористическим решением, сложностью композиции и характерами персонажей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Апофеоз войны»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Перед атакой. Под Плевной»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»