Сочинение-описание по картине Верещагина «Перед атакой. Под Плевной»


«Перед атакой. Под Плевной» - Верещагин В.В.


Василий Васильевич Верещагин (26.10.1842–13.04.1904), замечательный русский художник, мастер батальных полотен, в 1881 году написал картину, относящуюся к Балканской серии, «Перед атакой. Под Плевной». Материал — холст, размер — 183 × 401 см, техника выполнения работы — масло.

Жанр полотна — батальный. В работе изображены последние минуты русского войска перед атакой турецких позиций.

Композиция картины многофигурная, диагональная.

На переднем плане расположились в ряд на осенней пожухлой траве русские солдаты. Они лежат в полной боевой готовности, плечом к плечу, вытянувшись в диагональную линию, уходящую за пределы картины. Вот-вот прозвучит сигнал к атаке.

С левой стороны стоят офицеры русского войска во главе со старым седым генералом. Вероятно, это Михаил Дмитриевич Скобелев. Один из офицеров смотрит в бинокль во вражескую сторону, другой, взяв под козырёк, что-то докладывает генералу. Все, особенно Скобелев, напряжены и сосредоточены.

На втором плане — низкий домик, крытый соломой (слева), редкие деревья, немного отстоящие от солдатской шеренги. Их стволы срезаны пушечными ядрами, только одинокие ветки торчат беспомощно, а были они плодовыми деревьями при бедном крестьянском домишке. То тут, то там клубится дым обстрела, который ведётся с высоты.


Задний план — холмистая возвышенность, вершина её слабо очерчена в рассветный час. Там тоже белеет дым.

Главное впечатление от картины — унылая будничность войны, безрадостность, отсутствие ярких красок, однообразие, которое усугубляется ритмично повторяющимися скатками на спинах солдат. Кажущийся бесконечным ряд солдат передаёт характер войны, охватывающей массы людей.

Цветовая палитра полотна бедна, монотонна. Доминирует жёлтый цвет с зелёным и коричневым оттенками, много серых тонов: в военной форме, в природе. Разбавляет эту унылость красный цвет околышей офицерских фуражек. Однообразие цветовой гаммы подчёркивает тревожность ожидания.

Свет восходящего солнца заполняет низину, где расположилось русское войско, но высокий холм ещё тёмен. Лучи падают справа, судя по освещённости лиц генерала и офицеров, а также по тени, накрывающей склон. Небо над возвышенностью кажется тёмным, поэтому нет ощущения полноты света. Художник будто нагнетает атмосферу беспокойства, напряжения и дурного предчувствия: в результате сражения будет убито четырнадцать тысяч русских солдат.

Идея произведения. Война оправдана, когда имеет освободительный характер, но и в ней нет ничего романтического, интересного, она тяжела, трагична и скучна. Война, как воронка, затягивает массы людей, предопределяя множество смертей, горе и разрушения.

Картины Балканской серии признаны вершиной творчества Верещагина, и полотно «Перед атакой. Под Плевной» принадлежит к числу лучших его работ. Реалистическое изображение войны XIX века, масштабной, с участием огромного количества людей, придаёт полотну документальный характер — свидетельство очевидца.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Апофеоз войны»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»