Сочинение-описание по картине Верещагина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»


«Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой» - Верещагин В.В.


Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) — выдающийся русский живописец, писатель, известный мастер батального жанра. В серии работ, посвящённых русско-турецкой войне 1877–1878 гг., им написана картина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой».

Верещагин работал над ней в 1878–1879 гг. Масштаб полотна — 147 × 299 см, работа выполнена маслом.

Жанр произведения — батальный, исторический. На холсте представлена заключительная сцена русско-турецкой войны — победная. Верещагин был участником парада, он восстановил этот день в картине.

Композиция полотна многофигурная, диагональная, передающая динамику сюжета.

Изображение празднования победы — редкость в творчестве Василия Васильевича. Но и здесь он избежал парадности, оставаясь верным реализму. Художник напоминает, какой ценой досталась победа.

Первый план заполнен окоченевшими в снегу телами русских солдат. Позы мёртвых самые неожиданные, будто только что упали и собираются встать. Это зрелище переворачивает душу. В некотором отдалении лежат трупы турецких солдат. Поле мёртвых как следствие войны.

На втором плане, справа, — маленькие фигурки на фоне снежных гор. Это парадный объезд войск генералом Скобелевым. На белом коне генерал пустился вскачь вдоль строя солдат с возгласом «спасибо, братцы!». Он благодарил их от имени Отечества и государя. За Скобелевым едва поспевают офицеры. Среди них Верещагин на гнедом коне, со знаменем. Солдаты в восторге подбрасывают шапки с криками «ура!».


Строй солдат композиционно уравновешен справа рощей зимних обнажённых деревьев. Этот лесок ограждён небольшой стеной, в проломе которой виден пулемёт. Похоже, из него косили наших солдат. Вдоль этого ограждения и лежат убитые турки. Значит, за стеной была вражеская территория, и напротив неё стоит теперь строй победителей.

Задний план — заснеженные величественные горы, торжественное молчание природы, будто чтущей память убитых.

Верещагин честно показал близость жизни и смерти, поэтому торжество победы звучит здесь сдержанно и сурово.

Цветовая палитра картины — светлые тона (белый цвет с голубым и охристым оттенком). Такой колорит создаёт настроение тихой грусти, светлой печали, будто рассеялась тьма, закончились несчастья.

Свет в картине рассеянный: зимнее небо Болгарии затянуто плотными облаками. Снег, покрывающий всё вокруг, делает полотно светлым.

Идея произведения — прославление мужества и отваги простых русских солдат, проливших кровь и отдавших жизнь за свободу братской православной страны.

Картина В.В. Верещагина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой» была представлена на публичный просмотр в 1879 году в Лондоне, на выставке художника в ряду других работ Балканской серии. В Петербурге, в 1880 году, с ней познакомился русский зритель. Приобрёл её Павел Третьяков. Ныне картина экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Её суровая жизненная правда по-прежнему не оставляет зрителя равнодушным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Апофеоз войны»
  • Сочинение-описание по картине Верещагина «Перед атакой. Под Плевной»