Согласны ли Вы с мнением В. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?


В.Г. Белинский утверждал следующее: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». С данным высказыванием невозможно не согласиться. Каждый человек при рождении является биологическим существом, но становление личности человека как существа биосоциального происходит только благодаря обществу. Без развития в рамках общества человек остается лишь биологическим существом, которое существует без каких-либо жизненных целей, удовлетворяя лишь биологические потребности. Становление личности связано с процессом социализации, когда человек получает опыт от разнообразного общения с другими людьми и с обществом в целом.

Доказательства справедливости высказывания В.Г. Белинского можно найти во многих произведениях отечественной литературы.


В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» показано, как помещик Урус-Кучум-Кильдибаев, отказываясь от общества, начинает деградировать. Когда крестьяне исчезают с земель главного героя, чего он так сильно хотел, начинается процесс одичания. После исчезновения крестьян Урус-Кучум-Кильдибаев общается только со своими знакомыми, однако вскоре и они перестают посещать помещика. В сказке показано, что без общения с людьми глупый помещик постепенно начинает дичать: перемещается на четвереньках, обрастает шерстью, начинает охотиться на зайцев, перестает разговаривать. У дикого помещика отсутствуют какие-либо жизненные цели и интересы, он не живет, а просто существует, лишь удовлетворяя свои биологические потребности. Используя фантастические элементы превращения человека в животное, М.Е. Салтыков-Щедрин выражает мысль о том, что человек, отказываясь от общества, перестает быть биосоциальным существом, он лишается возможности развиваться, начиная процесс деградации.

Мысль о том, что человек как биосоциальное существом может существовать только в обществе, выражена и в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Дворянин Чимша-Гималайский Николай Иванович, тосковавший на службе в казенной палате, мечтал о том, чтобы купить усадьбу, в которой обязательно будет крыжовник. Ведя бедное существование и доведя свою богатую жену, на которой он женился по расчету, до смерти, герой покупает себе имение, где засаживает желаемый крыжовник. Рассказчик Иван Иванович, который является братом главного героя, говорит о том, что Николай Иванович, став помещиком, «не видит и не слышит других», он зациклен на своем крыжовнике, считая себя счастливым человеком, хотя на самом деле таковым не является. А.П. Чехов показывает, что Николай Иванович ведет одинокий образ жизни, фактически отказываясь от общества, что приводит к тому, что он останавливается в развитии и даже начинает деградировать. Жизнь Николая Ивановича, отказавшегося от общества, помогает понять, что вне общества человек является только биологическим существом, для которого важно лишь удовлетворение биологических потребностей.

Таким образом, природа создает имеющее лишь биологические потребности биологическое существо, которое может стать человеком только под влиянием общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Я и другие»
  • Согласны ли вы с высказыванием Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • Кого можно назвать «лидером»?
  • Почему детский коллектив жесток?
  • Что отличает ведущего человека от ведомого?