Способна ли природа воспитывать человека?


Наблюдения за природой помогают в осознании многих жизненных истин. Те условия, в которые помещает человека природа, заставляют о многом его задуматься. Природа помогает в формировании и развитии многих положительных качеств.

О воспитательной функции природы рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В рассказе М.М. Пришвина «Лесной ручей» описывается поведение ручья, который на своем пути постоянно сталкивается с новыми и новыми препятствиями: он спокойно реагирует на трудности и постоянно ищет возможности пройти дальше, будучи уверенным в том, что никакие препятствия, даже Эльбрус, не помешают ему «рано ли, поздно ли» дойти до «свободной воды». Наблюдения за ручьем помогают рассказчику задуматься над существованием человека, который тоже всегда встречается со сложностями на пути. Рассказчик понимает важность спокойствия в трудных жизненных ситуациях, веры в лучшее, которая помогает в преодолении препятствий. Наблюдения за ручьем позволили рассказчику прийти к важному выводу: «Препятствия делают жизнь». Природа, как показано в рассказе, способна формировать способность преодолевать трудности и воспитывать силу воли, стойкость, упорство, настойчивость, целеустремленность и другие положительные качества, с помощью которых человек сможет справиться с любой трудностью.

То, как природа воспитывает человека, показано и в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба». Игнатьич – умелый рыбак, однако это воспринимается автором не как положительное, а как отрицательное качество, поскольку герой занимается браконьерством, уничтожая водных представителей природы. Игнатьич долгое время не задумывается о том, что ради собственных целей он приносит вред окружающей среде. Но однажды природа преподает Игнатьичу важный жизненный урок. Сталкивая героя с огромной рыбой, которая опрокидывает его с лодки в воду, природа будто говорит Игнатьичу о том, что он не является царем природы. Находясь между жизнью и смертью, герой размышляет над тем, что все его беды и неудачи связаны с браконьерством, основанном на жажде наживы. Испытывая страх перед природой, перед смертью, перед Богом, Игнатьич начинает задумываться над тем, что та ситуация, в которой он оказался, – это плата за его грехи. Игнатьич вспоминает постыдные поступки, признаваясь самому себе в том, что совершал тогда неправильные вещи. Автор показывает, что природа воспитывает чувства стыда и совести, развивает умение признавать собственную вину. Природа жестоко, но справедливо воспитывает неравнодушное отношение к себе. Она заставляет Игнатьича задуматься над тем, что у него нет никакого права решать судьбу представителей животного мира. То, что Игнатьич оказывается в воде вместе с царь-рыбой, помогает понять, что вседозволенность по отношению к природе приносит вред не только природе, но и самому человеку. Попытки уничтожить рыбу, чтобы самому выбраться из воды, показали Игнатьичу, что человек тесно связан с природой, что при ее уничтожении человек уничтожает и самого себя. Именно после понимания этих истин, после раскаяния в грехах природа, преподав ему множество уроков, освобождает Игнатьича.

Таким образом, природа способна воспитывать силу воли, стойкость, целеустремленность, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство стыда и совести и др.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  • Человек – хозяин природы или её часть?
  • Чему человек может научиться у природы?
  • Может ли общение с природой обогатить человека?