Трудно ли всегда оставаться самим собой?


Всегда оставаться самим собой – так ли это трудно и от чего зависит данная способность? Если человек обладает внутренней силой, он будет верен собственной позиции в любой ситуации, даже когда его жизни грозит опасность. Трудность всегда сохранять свое «я» связана с внутренней слабостью человека, с его ведомостью и зависимостью от чужого мнения.

Над тем, что способность всегда оставаться самим собой зависит от внутренней силы или слабости человека, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных писателей.


В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, что с приездом Петра Гринева на службу в Белогорскую крепость он продемонстрировал себя как нравственного человека, высоко ценящим честь и достоинство. И как же повел себя главный герой, когда началось крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, представляющимся Петром III? Несмотря на то что многие дворяне переходили на сторону пугачевцев, руководствуясь желанием сохранить жизнь и даже стремлением получить некоторую власть в свои руки, Петр Гринев остался верным собственным принципам. Ему было все равно на предложение Пугачева пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья», для него переход на сторону восставших приравнивалось к предательству Родины, которую он любил и защищал. Четко оформленная автором гражданская позиция Петра Гринева выражена в словах героя, обращенных Пугачеву: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Без внутренних терзаний и сомнений Петр Гринев остается верным Отечеству и собственной позиции, что говорит о внутренней силе персонажа.

Противоположный пример можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Помещая в повествование сон главного героя, в котором показано, что семилетний Родион Раскольников сострадает забитой до смерти лошади, автор выражает важную мысль: по природе своей Раскольников был сострадательным человеком, не желающим зла окружающим. Однако, взрослея, он подвергся влиянию зарождающихся в те времена течений. В повествовании есть справедливое замечание Свидригайлова о том, что Раскольникова «Наполеон ужасно увлек». Именно стремление «Наполеоном сделаться» заставляет главного героя придумать теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих», выступающих в качестве «строительного материала». То, что Раскольников подвергается безумным идеям, которые развенчиваются автором, говорит о внутренней слабости героя. Ф.М. Достоевский показывает, что Раскольников подался обманчивым идеям, создал не приспособленную к жизни теорию, при этом потеряв истинное «я». Финал романа открытый, и неизвестно, удастся ли Раскольникову обрести себя.

Таким образом, всегда оставаться самим собой можно, хоть это и очень трудно; данная способность тесно связана с наличием или отсутствием у человека внутренней силы, позволяющей быть верным собственной позиции в любых ситуациях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Чему мешают и чему помогают сомнения?
  • Почему люди обманывают себя?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • Кого можно считать счастливым человеком?