Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?


Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В данной фразе отображен конфликт человека с самим собой. В чем же проявляется опасность внутреннего разлада с собой? Человек, который вступает в конфликт с собой, лишается возможности жить спокойной жизнью без различных душевных терзаний и потрясений. Душевный разлад опасен тем, что человек может ошибаться в своих нравственных ценностях, что человек может жить совершенно не той жизнью, к которой он стремится на самом деле.

О том, в чем опасность внутреннего разлада с собой, рассуждали многие отечественные писатели в художественных произведениях.


В написанном Ф.М. Достоевским романе «Преступление и наказание» представлен конфликт между умом центрального персонажа Родиона Раскольникова и его сердцем. С помощью различных эпизодов автор выражает мысль о том, что Раскольников имеет гуманистическое начало: в детстве он сострадает забитой лошади, в ходе повествования он пытается защитить честь своей сестра Дуни, несмотря на свою нищету, он помогает в материальном плане семейству Мармеладовых, с которым он до этого даже не был знаком, денежно помогает герой и второстепенным персонажам. Ф.М. Достоевский показывает, что в душе Раскольников – добрый человек, способный к состраданию и самопожертвованию. Однако Раскольников, создавая теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих», вступает в конфликт с собственным «я». Раскольников-теоретик вступает в борьбу с Раскольниковым-гуманистом. Желая проверить собственную теорию, в которой прослеживаются идеи Наполеона, Раскольников убивает в себе гуманистическое начало. Появившийся в душе героя разлад становится причиной того, что он совершает жестокий поступок: убивает старуху-процентщицу, а вместе с ней ее беременную сестру. Автор показывает, что душевный разлад привел к тому, что Раскольников совершил поступок, который противоречил его истинной натуре.

О том, в чем опасность душевного разлада, рассуждает и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». В начале повествования продемонстрировано царствование в центральном персонаже Евгении Базарове «ума»: он причисляет себя к нигилистам, отрицающим все общепринятые нормы, и пытается жить в соответствии с теми жизненными принципами, которые свойственны нигилизму. Однако когда Базаров встречается с Анной Одинцовой, а затем влюбляется в нее, «ум» Базарова сталкивается с его «сердцем»: отрицая любовь, Базаров влюбляется. Душевный разлад приводит к тому, что главный герой мучится внутренними терзаниями: он не хочет признаваться самому себе, что его нигилистические воззрения оказались неверными, что они не могут существовать в реальной жизни. И.С. Тургенев показывает, что истинный Базаров – этот тот Базаров, который любит Одинцову, что долгое время он жил не той жизнью, которой хотел жить истинный Базаров.

Таким образом, опасность внутреннего разлада с собой состоит в том, что человек, постоянно мучимый внутренними терзаниями, может долгое время ошибаться в понимании того, как ему следует жить.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Разговор с собой»
  • «Надо быть самим собой, человек должен быть самим собой, чего бы это ни стоило» - Гранин
  • «Герой — тот, кто хочет быть самим собой» - Хосе Ортега-и-Гассет
  • «Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение» - Фрейд
  • «Самым непримиримым оппонентом часто оказывается внутренний голос» - Севрус