Уместна ли жестокость на войне?


Война – одно из самых страшных человеческих «изобретений». Во времена смутных событий за оружие вынуждены браться даже добрые люди. Скрепя сердце, они идут защищать самое дорогое. Пачкать руки в крови для них невыносимо, но постепенно привыкают даже к этому. Добрым сердцам приходится покрываться каменной оболочкой. Что уж говорить про злых людей?

Я считаю, что жестокость на войне не просто уместна, такие события без нее просто невозможны. Часто ведь жестокость возникает на психологической почве. Война уносит с собой жизни многих людей. Их близкие часто загораются жаждой мести, понимая, что терять им больше нечего. Это толкает к жестоким поступкам. Отправляя солдат на войну, власти пытаются вызвать у них ненависть к врагу, а это тоже источник жестокости.

Но нельзя рассматривать войну как «пир» жестокости. Даже в такие времена есть время милосердию, доброте, состраданию. Солдаты помогают друг другу, жертвуют своей жизнью ради будущего других. А сколько известно о военных медиках, которые помогали ранеными под свистом пуль. Женщины без мужской поддержки воспитывали детей, причем не только своих. Список проявлений доброты можно продолжать долго.

Доброта и жестокость на войне показаны во многих произведениях русских писателей. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой воспроизвел все ужасы военного времени: пожары, смерть, страдания раненых. Конечно же, такая обстановка невозможна без жестокости. Наиболее ярко она проявляется в сценах, изображающих столкновениях между врагами.


Однако по-настоящему добрые люди остаются таковыми даже на кровавых полях. Находятся и те, которые осознают, что лбами с другими солдатами их столкнули высшие света сего, на самом деле причин для вражды нет. Осознание этого несколько стирает жестокость. Примером этого являются эпизод, посвященный пребыванию Пьера в плену у французов. Нельзя сказать, что с молодым человеком обращались жестоко.

Произведение Л.Н. Толстого показывает, что жестокость на войне, уместна. Но не бывает так, чтобы на поле боя не нашлось доброй души.

В повести «Матерь человеческая» показана жестокость фашистов. После боя они сожгли деревню, а выживших жителей погнали в Германию. Немцы не жалели никого – ни стариков, ни детей. Не думали они и о том, что лишают кого-то дорогого сердцу человека. Физически слабых людей сразу же убивали. Тех же, кто сопротивлялись, безжалостно били. Поражает, как хладнокровно немец подстрелил Саньку. Жестокость врагов становится особо выразительной, если сравнить ее с милосердием Марии.

Этот пример тоже доказывает, что жестокость уместна на войне. Хотя фашистов можно "понять": они, знают, что чем быстрее завоюют земли, тем быстрее вернутся к семьям. Немецкие солдаты переживают за родных, которые остались без их поддержки. Можно предположить, что это и есть источником их жестокости.

Можно сделать вывод, что жестокость на войне уместна, но она обязательно должна сглаживаться добром.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Кого можно назвать жестоким человеком?