В чём ценность исторического опыта?


Под историческим опытом можно понимать знания о том, что происходило в прошлом, как жили наши предки, какие происходили свершения и какие были совершены ошибки. Исторический опыт имеет огромное значение для развития общества. Человек живет настоящим, думая о будущем, однако он не должен забывать прошлое, поскольку знания о нем заставляют о многом задуматься, из прошлого общество извлекает важные уроки. Если общество будет жить одним днем, не вспоминая события прошлого, то уже произошедшие негативные события могут повториться вновь. Опираясь на опыт прошлого, общество находит собственное место в исторической цепи, осознает, к чему нужно стремиться и что нужно исправить для лучшей жизни, анализирует ошибки предков, предотвращая их повторение.

Проблема ценности исторического опыта поднимается во многих художественных произведениях отечественных писателей.


В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выражается мысль о том, что «новые люди», к числу которых можно отнести Веру Павловну Розальскую, Дмитрия Лопухова, Александра Кирсанова, появились не просто так, из ниоткуда, такое явление связано с желанием некоторых представителей молодого поколения отличаться от своих предков. В романе ярко показано, что Вера Розальская противится тем жизненным принципам, которым ее пытается учить мать Марья Алексеевна. Анализируя жизнь «старых людей», которых устраивает их костный образ жизни, видя их отношение к любви и браку, к труду, к правам, «новые люди» осознают необходимость общественных изменений. Получается, что появление «новых людей» было бы невозможно без «старых людей» и без знаний об их жизни и об их отношении к окружающему миру. Автор утверждает: «Новые люди произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости». Знания прошлого заставляют «новых людей» задуматься над тем, что нужно изменить в обществе для того, чтобы прийти к «светлому и прекрасному» будущему.

Проблема ценности исторического опыта находит отражение и в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Обращаясь к реальному историческому опыту, автор описывает «страшные годы ежовщины», с которыми пришлось столкнуться многим представителям советского народа. Через собственную историю ссылки мужа и сына А.А. Ахматова демонстрирует реалии того времени. Неслучайно лирическая героиня в поэме называет себя голосом, «которым кричит стомильонный народ». А.А. Ахматова показывает весь ужас сталинских репрессий, преподавая дальнейшим поколениям важные уроки, касающиеся не одного человека, а целого народа и даже общества в целом. В поэме видна авторская надежда на то, что последующие поколения будут учиться на трагическом опыте, с которым пришлось столкнуться ей и ее соотечественникам.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исторический опыт имеет огромную ценность, поскольку он помогает в развитии общества, преподавая многие уроки, предостерегая от многих ошибок, давая возможность осознать, к чему нужно стремиться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  • Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
  • Что значит «учиться на горьком опыте»?
  • Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?