Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?


С высказыванием о том, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро, нельзя не согласиться. Добро и зло – это понятия относительные, между ними нет четкой границы, несмотря на то что они диаметрально противоположны. Любой добрый для кого-то поступок будет нести негативные последствия для другого. И наоборот, любой злой поступок может принести кому-то пользу. В мире не существуют только добрые или только злые начала. Они взаимосвязаны, потому что зло не может существовать без добра, а добро – без зла. Силы противоборствуют, но сливаются воедино, образуя весь наш человеческий мир.

О тесной связи добра и зла говорили различные писатели. Они утверждали мысль о том, что добродетельные поступки часто приносили кому-то несчастья, а злодеяния иногда приносили людям пользу.

В ночлежку Костылевых из пьесы Максима Горького «На дне» приходит странник Лука. Он наблюдает за жизнью жителей и понимает, что они давно потеряли надежду на лучшую жизнь. Лука имеет добрые намерения: он хочет, чтобы ночлежники обрели мечту и по-настоящему стремились к ней. Герой дает надежду Ваське Пеплу и Актеру, а также другим персонажам. Лука рассказывает о жизни в Сибири, где Васька мог бы начать жить с чистого листа. Актеру Лука рассказывает о лечебнице, в которой якобы лечат пьяниц.


Имея добрые намерения, странник встает на путь лжи. Всего того, что говорит Лука, не существует в реальности. Поэтому добро, исходящее от него, превращается в истинное зло: Васька Пепел, пытаясь защитить Наташу, с которой он хотел отправиться в Сибирь, убивает владельца ночлежки и оказывается в тюрьме; Актер, поняв о том, что лечебницы не существует, кончает жизнь самоубийством. Так, М. Горький показывает, что в добром поступке Луки присутствует настоящее зло, способное разрушить человеческие жизни.

О взаимосвязи добрых и злых начал пишет и Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». Уже эпиграф всего произведения указывает на то, что злые силы, олицетворенные в романе свитой Воланда, вечно желают зло, но совершают при этом благо. На первый взгляд злые поступки свиты в театре Варьере, когда герои буквально издеваются над зрителями, имеют добрые намерения: Воланд и его помощники хотят показать человеческие пороки, чтобы искоренить их. Герои наказывают настоящее зло, тем самым совершая добро.

Еще одним примером тесной связи зла и добра в романе «Мастер и Маргарита» служит деятельность МАССОЛИТа. Кажется, что у них благие намерения: через литературу передавать реальную действительность. Однако вся литература подвержена цензуре, которая не позволяет показывать всю жестокость и несправедливость общественной системы. Так автор «Мастера и Маргариты» демонстрирует то, что нельзя четко определить, где находится зло, а где добро.

Подводя итог, нужно отметить, что добро и зло – это явления, которые не имеют четких границ, одна сила может переходить в другую без особых проблем. Добрые поступки часто несут в себе частицы зла, а злые на первый взгляд действия могут иметь добрые намерения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Добро и зло»
  • Может ли зло быть на благо?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели»?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека»?
  • Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала»?