Война - преступление или подвиг?


Обычно в литературе принято романтизировать образ защитника-воина, предписывать ему исключительно идеальные стороны. Литературный герой не испытывает страх, забывает о голоде, о своей семье, у него нет никаких личных интересов, кроме желания выстоять в военной битве. Война здесь мыслится как подвиг, священный долг, сплотивший людей в благородном порыве.

В жизни все, к сожалению, гораздо прозаичнее: здесь есть и страх, и изуродованные тела, и предательство, и бессмысленные жертвы. Война здесь не только подвиг, но и преступление, а люди не только герои, но и убийцы. Это весьма убедительно доказывают примеры из художественной литературы.

В произведении М.А. Шолохова, рассказе «Судьба человека» автор повествует о событиях Великой Отечественной войны. На примере судьбы главного героя, Андрея Соколова, писатель показывает всю изнанку войны, простую, жестокую правду без глянцевого лоска.

Соколов воевал, как сотни тысяч его соотечественников, отвоевывая каждый сантиметр родной земли. Каждый день – одно и то же: ежеминутная угроза смерти, копоть, грязь, рваные раны и изуродованные тела. Убийство других людей превратилось в рутинную работу, стало делом привычным, но оно было необходимо для того, чтобы не дать поработить собственный народ.


Однажды в плену Соколову пришлось убить своего соотечественника, поскольку тот оказался предателем: он собирался рассказать фашистам о том, что среди них есть коммунисты. Партийных уничтожали в первую очередь, поэтому это была весьма ценная информация, с помощью которой можно было б получить от фашистов условия получше, чем у остальных. «Своя рубаха ближе к телу» – так просто и нагло заявил предатель своим землякам. К сожалению, на войне находились не только герои, но и предатели, и своевременное их уничтожение гарантировало гораздо большие шансы на победу.

В другом произведении Л.Н. Толстого, романе-эпопее «Война и мир» представлены события Отечественной войны 1812 года. Андрей Болконский, один из главных героев, окрылен мыслями о грядущей славе и подвигах. Он втайне вдохновлен образом Наполеона и мечтает заполучить хоть сколько-нибудь признания. Тщеславие застилает ему глаза, в голове кипят фантазии, связанные с героическими сценами, где все максимально красиво и зрелищно.

В одну из атак, в битве под Аустерлицем, солдатам Болконского пришлось отступать. Это было позорно, тяжело, нелепо. Андрею открылась другая, внутренняя сторона войны: кровь, грязь, предсмертные крики, тяжесть знамени и поклажи. Рана Андрея тоже была нелепа: он получил ее случайно тупым предметом. Именно этот удар как будто отрезвил князя: он понял, что Наполеон – жалкое, самовлюбленное существо с больной, изуродованной психикой. С этого момента Андрей больше не желает строить военную карьеру и решает найти себя на мирном поприще.

Таким образом, война не только подвиг, но и преступление. Там, где есть герои, есть и предатели, где есть слава, есть и позор. Нельзя идеализировать картину войны, необходимо помнить о всех ее сторонах, поскольку война – это не только подвиг, но и преступление.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • В чем опасность преступлений?
  • Можно ли заслужить прощение?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?