Согласны ли Вы с Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?


Л.Н. Толстой в известном романе «Война и мир» выразил свое отношение к войне, назвав ее «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». С такой характеристикой войны нельзя не согласиться. Война в любых ее проявлениях – это самое страшное, самое жестокое явление на свете. Из-за нее люди погибают, становятся физическими и нравственными калеками. Люди, которым природа дала разум, должны разрешать конфликты мирными способами, кровопролитные войны, при которых люди восстают против таких же людей, – противоестественное явление, которое не может принести благо.

О том, что война противоречит природе человека, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», где происходит обращение к событиям Первой мировой войны и Гражданской войны, подчеркивается мысль о бессмысленности и «чудовищной нелепице» войны в любых ее проявлениях. Неслучайно произведение начинается с описания мирной жизни, при которой донские казаки находят свое предназначение в семье, доме и труде. Такой жизни, дающей казакам удовлетворение от жизни, противопоставлено военное существование, которое приносит людям только беды, страдания и несчастья. То, что главный герой Григорий Мелехов долгое время «мечется» от «красных» к «белым» и наоборот, но в итоге возвращается домой, отказываясь от дальнейшего участия в Гражданской войне, выражает авторскую позицию: война – это противоестественное человеческое состояние, которое никогда не принесет пользы. С помощью финала романа, в котором показано, что от большого семейства Мелеховых остался лишь Григорий, его сын Мишатка и сестра Дуняшка, выражается мысль о том, что войны лишают людей жизней, заставляют страдать по погибшим родным и близким, делают семьи неполноценными. Но самое страшное, что участие в войне оказывает негативное влияние на внутренний мир людей, которые восстают против соседей, знакомых, друзей и даже родственников, которые привыкают убивать и уже не считают количество убитых. М.А. Шолохов выражает собственную позицию: общество, в котором человек «подешевел», в котором людей убить намного проще, чем вшу, является неправильным, противоречащим всем законам человеческого развития.

Над тем, что война противоречит человеческой сущности, заставляет задуматься и поэма С.А. Есенина «Анна Снегина», в которой описаны события революции и Гражданской войны. Центральный персонаж Сергей, сравнивая участников военных событий в стране с куклами, которыми управляют другие люди, демонстрирует нежелание воевать против представителей своего же народа, против таких же людей, как и он. Сергей называет себя «первым в стране дезертиром» с гордостью, потому что для него дезертирство – не предательство, а осознанный отказ от противоестественной человеческому естеству войны.

Таким образом, с мнением Л.Н. Толстого о «противности» войны «человеческому разуму и всей человеческой природе» нельзя не согласиться, поскольку разумный человек может решить конфликты мирным, а не кровопролитным путем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения?
  • Согласны ли Вы со словами Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?
  • Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир», что исход сражения решается не распоряжениями главнокомандующего, а духом войска?
  • «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» - Ю.В. Друнина