«Забвение - цветок, лучше всего произрастающий на могилах» - Ж. Санд


Ж. Санд утверждала: «Забвение – цветок, лучше всего произрастающий на могилах». Данное высказывание можно понять следующим образом: забвению предаются в большей степени уже умершие люди, так как о физически живых людях вспоминают его родные, близкие и просто знакомые, они не подвергаются забытью при жизни, а уже умершие люди, память о которых в большинстве случаев остается лишь на могилах, все чаще забываются последующими поколениями.

Доказательства справедливости высказывания Ж. Санд можно найти во многих произведениях отечественных писателей и публицистов.


В письме 31 «Круг нравственной оседлости» из книги «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев поднимает проблему воспитания «нравственной оседлости» с помощью могил. Автор говорит о том, что «надгробные памятники воплощали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память». Д.С. Лихачев с негодованием отмечает, что «часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города». Мысли о том, что многие люди хотят, чтобы в черте города не было кладбищ, заставляют прийти к размышлениям о том, что в таком случае люди станут реже посещать кладбища, так как до них будет дольше и сложнее доехать. Все меньше и меньше посещая могилы знаменитых людей и даже могилы своих умерших родных и близких, люди постепенно начнут забывать о тех, кого уже нет в живых. Д.С. Лихачев отмечает, что «кладбище – это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры», благодаря которой сохраняется память о людях прошлого. В письме выражается мысль о том, что на кладбищах, которые перестанут посещать, с каждым разом будет появляться все больше «забытых имен».

Доказательство справедливости высказывания Ж. Санд можно найти и в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Когда для очистки территории деревни Матеры приезжают незнакомые мужики, они идут на кладбище, где начинают «стаскивать спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь их одним огнем». В отличие от представителей старшего поколения, которые пытаются остановить процесс кощунственного разграбления захоронений их предков, представители молодежи относятся к разрушению кладбища спокойно. Когда старуха Дарья попросила своего сына Павла и внука Андрея выкопать могилы ее родных и близких, чтобы потом перезахоронить их, Андрей очень удивился этому: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?». В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение относится к могилам равнодушно, что представителям молодежи все равно на собственных предков, память о которых осталась лишь с помощью захоронений. Читатель понимает, что, когда уйдет поколение Дарьи и других пожилых людей, которые сохраняют память о прошлом, и в обществе будут только люди, подобные Андрею, о предках никто не будет помнить.

Таким образом, из-за того, что многие люди равнодушно относятся к могилам, которые во многих случаях становится единственной памятью о человеке прошлого, умершие люди часто подвергаются забвению.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»
  • «Забвение - вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем» - Ремарк
  • «Забвение - вот единственная месть и единственное прощение» - Борхес
  • «Память может и подвести, зато забвение — безотказно» - Л. Зорин
  • «Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее» - Б. Васильев