«Забвение - вот единственная месть и единственное прощение» - Борхес


Борхес утверждал: «Забвение – вот единственная месть и единственное прощение». С этим высказыванием нельзя не согласиться. Человек может остаться жить даже после смерти; так происходит, если личность и действия умершего человека остались в памяти родных, окружающих и их потомков. Настоящим несчастьем становится забвение, когда не только происходит физическая смерть, но и человека забывают окружающие. Предать человека забвению, которое можно расценивать как настоящую трагедию, является местью. Но забвение может стать не только местью, но и прощением. Так происходит тогда, когда люди забывают все плохое, что совершил человек, тем самым прощая его. Забвение в этом случае является прощением, так как при жизни человек думает о том, что лучше бы о нем вообще не помнили, нежели помнили только его плохие поступки. Получается, что забвение может быть как местью, так и прощением.

Доказательства того, что забвение может выступать как месть или как прощение, можно найти во многих произведениях русской и зарубежной литературы.


В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» показано, как Данко, один из героев рассказанных старухой Изергиль легенд, вырвал собственное сердце для того, чтобы осветить им пути, ведя свое племя из темноты к свету. Легенда о Данко заканчивается тем, что на «смелое сердце» Данко, которое еще пылало, когда люди радовались тому, что пришли к свету, наступил ногой, «боясь чего-то», один «осторожный человек». М. Горький оставляет вопрос о том, зачем «осторожный человек» наступил на сердце Данко, открытым, однако можно предположить, что «осторожный человек» боялся угрызений совести, ведь Данко взял на себя ответственность за жизнь целого народа и пожертвовал собственной жизнью, что мог сделать далеко не каждый человек. То, что «осторожный человек» из-за боязни наступил на сердце Данко, тем самым предав его и его подвиг забвению, подтверждает мысль о том, что забвение может быть местью.

Доказательство того, что забвение может выступать как прощение, можно найти в стихотворении И.А. Бунина «Мы встретились случайно, на углу...», где показана встреча бывших возлюбленных. Лирический герой, встретив свою бывшую возлюбленную, с которой у них не сложились любовные отношения, чувствует «былое оживленье». Героиня же не чувствует этого «былого оживленья». Лирический герой рассказывает о поведении бывшей возлюбленной, чувства к которой для него еще ярки: «И ласково кивнула мне она, // Слегка лицо от ветра наклонила // И скрылась за углом… // Была весна… // Она меня простила – и забыла». И.А. Бунин показывает, что героиня, простив лирического героя за причиненную ей боль от не сложившихся отношений, забыла его. Поведение героини становится примером того, как забвение может выступать как прощение.

Подводя итоги, можно сказать, что забвение может выступать как месть, так как для большинства людей забвение считается несчастьем, поскольку человек умирает не только физически, но и в памяти окружающих людей, а может выступать как прощение, если человек отказывается от недобропамятования.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»
  • «Забвение - вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем» - Ремарк
  • «Забвение - цветок, лучше всего произрастающий на могилах» - Ж. Санд
  • «Память может и подвести, зато забвение — безотказно» - Л. Зорин
  • «Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее» - Б. Васильев