Анализ сонета 10 Шекспира «По совести скажи: кого ты любишь...»


В 10 сонете У. Шекспира «По совести скажи: кого ты любишь?» поднимается тема смысла жизни. Данный сонет представляет собой обращение к близкому другу.

Лирический герой выступает против «беспечного» существования. Он упрекает своего друга в том, что он «так беспечно молодость губит». Человек, который ведет беспечный образ жизни, по мнению автора, является «лютым врагом» самому себе.

Сонет начинается вопросом, обращенным к другу: «По совести скажи: кого ты любишь?». Данный вопрос является риторическим, так как лирический герой самостоятельно отвечает на него в конце первого четверостишия: «живешь ты, не любя». Этот вывод был сделан из-за того, что, по его мнению, те, кто проводит свою жизнь «беспечно», на самом деле никого не любят. Лирический герой упрекает друга в том, что он никого не любит, в то время как его «любят многие», включая и его.

Лирический герой говорит другу о том, что он «разрушает» «в наследство перешедший дом». И читатель понимает, что речь здесь идет не о доме в обычном понимании этого слова, а о целой жизни. Видна уверенность героя в том, что его друг разрушает собственную жизнь. И данный факт вновь поддается упреку со стороны лирического героя, ведь жизнь, по его мнению, «великолепна», она «ждет обновленье».


В словах о том, что друг лирического героя разрушает собственную жизнь «тайно день за днем» показано, что лирический герой понимает, что его друг не понимает серьезности ситуации, что он разрушает свою жизнь, даже не осознавая этого. На это указывают и слова «не зная сожаленья», которые относятся к деятельности друга.

Через выражение упреков в беспечном образе жизни лирический герой хочет призвать своего друга остепениться и облагоразумиться, отказаться от своего беспечного образа жизни, перестать растрачивать свою молодость на ненужные вещи. В сонете наблюдается призыв, который похож на настоящую мольбу: «Переменись». Видно, что лирический герой действительно неравнодушен к судьбе своего друга, он искренне хочет ему помочь встать на истинный путь.

Лирический герой подчеркивает внешнюю красоту своего друга: «прекрасен с виду». И лирический герой советует своему другу быть таким же прекрасным и внутренне, он говорит ему «быть нежным». Лирический герой призывает друга «пригреть в душе» «любовь, а не вражду». По мнению лирического героя, его другу нужно «стать к себе щедрее и добрее».

В последних двух строках появляется образ сына, который олицетворяет то, что останется после друга лирического героя. Он хочет не только, чтобы его близкий друг изменился, но и то, чтобы этот друг смог воспитать такого же нравственно чистого ребенка, который во многом продолжал бы его. Лирический герой восклицает: «Пусть красота живет не только ныне, // Но повторит себя в любимом сыне». Эти строки показывают, что для автора рождение ребенка является важным этапом в становлении личности. Рождение ребенка для него является символом правильного существования, имеющего смысл. Выражается мысль о том, что «беспечная жизнь» не имеет никакого смысла, поэтому от нее нужно отказаться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сонета 30 Шекспира «Когда на суд безмолвных, тайных дум...»
  • Анализ сонета 116 Шекспира «Мешать соединенью двух сердец...»
  • Анализ сонета 60 Шекспира «Как движется к земле морской прибой...»
  • Анализ сонета 71 Шекспира «Ты погрусти, когда умрет поэт...»