Есть ли выбор у Гамлета? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)


Есть ли выбор у героя трагедии Шекспира «Гамлет»? Если в литературе более давнего периода герои страдали от предопределенной судьбы, а значит, выбора у них как такового не было, то у Гамлета, человека новой эпохи, выбор был. И в этом сложность, ведь человек берет на себя ответственность за свои поступки. От этого и «страдание мысли» главного героя, его личная трагедия. Он понимает, что от его выбора зависит многое.

Какой ж выбор стоит перед Гамлетом? Он недавно потерял отца, как думал, из-за укуса змеи. Но позже появляется призрак и рассказывает историю о том, как прежнего короля погубила не змея, а родной брат Клавдий, чтобы занять его трон. Гамлет обещает призраку отомстить в порыве сыновних чувств. Однако, поразмыслив, он понимает, что для него это не простой выбор. Способен ли он, человек с гуманистическими принципами, на кровавую месть в духе средневековья? Или ему проще покориться судьбе?

В монологе «Быть или не быть» Гамлет размышляет о тщетности бытия, о причине страхов человека. Почему люди боятся погибнуть? Потому что всех пугает неизвестность. Вот и Гамлет, возможно, принял бы решение уйти из жизни, чтобы не решать проблему, но боится, что не найдет покоя. Но так же он сомневается, сможет ли он вступить в схватку со злом.

Как видим, выбор не прост, как не прост и сам герой. Его образ полон противоречий: он стремится к гуманистическим идеалам, но в его крови еще присутствует дух средневековья с его традицией кровавой мести. Он не может простить даже слабость других людей, что уж говорить о преступлении? Поэтому герой должен наказать Клавдия. Но он понимает, что зло воплощается не только в нем, а и в его среде. А с этим бороться сложнее, как противостоять всему закостенелому в давних обычаях обществу?


Гамлет не спешит осуществлять месть, он много размышляет, в чем себя часто винит. Хотя это его достоинство – стараться понять прежде, чем сделать. Автор доказывает преимущество главного героя, сравнивая его и Лаэрта, который из-за своей поспешности становится марионеткой в руках преступника.

Гамлет делает выбор – он становится на путь воина с мечом в руке. И несет за это ответственность. Не сдержав гнева, Гамлет случайно убивает Полония, чем сводит с ума его дочь и свою любимую Офелию. Это не входило в его планы, но такова месть – влечет за собой невинные жертвы.

В конце пьесы герой совершает возмездие – закалывает злодея. Однако это нельзя назвать торжеством добра, потому что пострадало так много людей.

Шекспир не дает однозначной оценки своему герою и такому концу произведения. Понятно лишь то, что у героя был выбор, и он его сделал. Гамлет хотел творить добро, но выбрал путь мести, чтобы расчистить путь от зла другим.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что такое «гамлетизм»? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Актуален ли сегодня литературный образ Гамлета? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Конфликт в трагедии Шекспира «Гамлет»
  • Нравственные проблемы в трагедии Шекспира «Гамлет»