Философские мотивы в романе Зусака «Книжный вор»


В романе М. Зусака «Книжный вор» четко прослеживаются философские мотивы. Фашистское движение и Вторая мировая война, которые занимают в повествовании особо важное значение, связаны с такими философскими категориями, как добро и зло, насилие и ненасилие.

М. Зусак выражает мысль о том, что фюрер Гитлер и фашисты решили, что они являются представителями Добра, а евреи и чернокожие люди являются представителями Зла. Фашисты самостоятельно дали себе право на то, чтобы управлять жизнями тех, кого они посчитали злом. В романе различными средствами выражается авторская позиция: фашисты, считающие себя Добром, на самом деле были Злом. Фашисты проявляли насилие по отношению к таким же людям, как и они. Гитлер не принимал несогласие с его идеологией, поэтому под раздачу попадали не только евреи и чернокожие, но и немцы.


В «Книжном воре» показано, что все переворачивается с ног на голову, что черное становится белым. Смерть, которую все люди привыкли представлять как безжалостное существо, лучшим другом которого является Война, оказывается существом, способным к жалости и состраданию. В романе показано, что Смерть лишь выполняет свою работу, самостоятельно он не желает людям смерти и несчастий. Смерть как героя «Книжного вора» невозможно назвать Злом. У Смерти нет никакой идеологии, для него все люди равны между собой. И здесь выражается еще одна философская мысль: Смерть встречают все люди, вне зависимости от происхождения, нации, цвета кожи, пола и возраста.

Автор показывает, что при развитии фашистской идеологии такие понятия нравственности, как доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь к ближним, становятся никому не нужными и даже опасными. В романе показано, как люди, проявляющие доброту и уважение к евреям и чернокожим, становятся настоящими врагами для государства. Зло под маской добра становится правителем, который отменяет все явления нравственности. Однако Зло, по М. Зусаку, не побеждает, ведь в мире были такие люди, как главная героиня Лизель Мемингер и ее близкие, что были готовы поддержать евреев ценой собственной жизни. В романе люди, принимавшие фашистскую политику, раскрываются не так подробно и ярко как те, кто не принимает фашистскую политику. Приверженцами ненасилия становятся Лизель Мемингер, Ганс Хуберман, Роза Хуберман, Руди Штайнер, Макс Ванденбург, Ильза Герман. М. Зусак показывает, что существует насилие, но и существует и ненасилие.

В романе «Книжный вор» четко можно увидеть различие между философскими категориями «добро и зло» и «насилие и ненасилие». Ни одного героя романа нельзя назвать категорически добрыми или категорически злым человеком, ведь, как отмечает Смерть, человек обладает «противоречивой природой»: «Столько-то доброго, столько-то злого. Разбавляйте по вкусу». Большей важностью обладает категория «насилие и ненасилие»: люди с «противоречивой природой» в романе либо совершают насилие по отношению к другим, либо не совершают. И автор однозначно находится на стороне тех, кто насилие не совершает.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Символика цвета в романе Зусака «Книжный вор»
  • Смысл названия романа Зусака «Книжный вор»
  • О чем заставляет задуматься роман Зусака «Книжный вор»?
  • Отзыв о романе Зусака «Книжный вор»