Гамлет в поэзии XX века


Трагедия Шекспира «Гамлет» находит живой отклик у читателей разных стран на протяжении уже многих поколений. Несмотря на то, что в разные времена пьеса трактовалась по-своему, она всегда служила своеобразным зеркалом, в котором каждое поколение может разглядеть свое лицо.

Главный герой Гамлет – неоднозначный глубокий образ. Читатели никогда не давали ему единогласной оценки из-за этого. Герой всегда предстает перед нами в одинаковой внешней форме – в строгом черном одеянии, но вот его суть понимают по-разному. Одним он кажется страстным гуманистом, другим холодным меланхоликом. И это не удивительно, ведь на протяжении всей трагедии и сам герой старается понять, кто же он на самом деле.

Интерес к образу Гамлета воплотился и в поэзии ХХ века. Гамлетовская тема есть в творчестве таких известных лириков, как Александр Блок, Борис Пастернак, Марина Цветаева.

Александр Блок всегда чувствовал свое сходство с шекспировским героем, из-за чего его даже нарекли русским Гамлетом. Стихотворение Блока «Я - Гамлет» написано в форме монолога лирического героя. Но в этом «я» угадывается не только герой Шекспира, но и сам автор.

В стихотворении представлена трагедия невинных душ – Гамлета и Офелии. Кровь героя холодеет из-за коварства лжецов. Так же чувствовал себе и Блок среди недоброжелателей. Единственное, что согревало Гамлета – это тепло любви Офелии. Но ее уводит «жизни холод». Теперь ничто не спасает героя – и он гибнет, заколотый отравленным клинком.


Борис Пастернак видел в Гамлете, прежде всего, человека, который совершает важный выбор.

Известный поэт был хорошо знаком с пьесой Шекспира, ведь проделал огромную работу по ее переводу на русский язык и анализу. Поэтому стихотворение Пастернака «Гамлет» отличается особенной философской глубиной. Лирический герой сравнивает себя с Гамлетом, которому суждено совершить сложный выбор. Но это сравнение не прямое и не единственное в произведении. Здесь есть и театральные, и библейские отсылки. Поэтому образ, созданный Пастернаком, не менее сложный, чем образ Шекспира. В Гамлете поэт находит свою родственную душу, поэтому ему доверяет тревогу за новый век.

Если А. Блок и Б. Пастернак рассматривали Гамлета с позитивной стороны, то Марина Цветаева увидела в этом образе негатив.

В стихотворении «Диалог Гамлета с совестью» поэтесса укоряет героя в неспособности любить. Стихотворение написано в форме диалога Гамлета с совестью. Три раза лирический герой заявляет: «Но я ее любил». Но звучат эти слова каждый раз по-разному. Первый раз герой с уверенностью говорит, что любил ее, как «сорок тысяч братьев любить не могут». Во второй раз слышит в ответ голос совести, которая укоряет его в том, что все же любил он меньше, чем один любовник. В третий раз Гамлет начинает сомневаться сам и превращает утверждение в вопрос: «Но я ее любил?»

В разные времена читатели находили в образе Гамлета что-то родственное. Так и поэты XX века подарили нам своего Гамлета.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сколько граней в сложном образе Гамлета?
  • В чем заключается трагедия Офелии? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Любовь Гамлета и Офелии (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Чтобы я сказал Гамлету при встрече с ним?