Художественные особенности повести Бальзака «Гобсек»


Оноре де Бальзак был мастером художественной детали - и это подтверждало его приверженность к направлению реализма в литературе. Такая художественная особенность примечательна и в его повести «Гобсек». При создании образа главного героя автор использует большую палитру определений, которые показывают нам психологическую сложность характера Гобсека. А гротеск помогает автору добиться особой выразительности образа, в котором отобразился синтез реализма и романтизма. Таким образом, о Гобсеке мы читаем следующее: человек-автомат, человек-вексель, ненасытный удав и т.д. Даже сама фамилия главного героя – Гобсек – «говорящая» и означает «живоглот».

Художественная деталь важна при анализе портретной характеристики героев повести. Вначале писатель подает общую информацию о герое, но потом читатель находит дополнительные детали-штрихи к их портретам – и они главные в понимании их образов. Например, о Гобсеке на протяжении всей повести говорится так: «высохший старикашка», «желтый, как старый мрамор», «пискливый голос»… Все определения уточняют образ героя, выделяя поочередно его черты характера. Главная черта характера Гобсека – это скупость, возникшая в результате жажды накопления богатства. А жажда возникла из-за желания иметь власть над другими людьми.

Яркой художественной деталью является акцент на «удивительном, необыкновенном взгляде» ростовщика. Ведь глаза – это зеркало души. И что же мы видим в зеркале Гобсека? Мы видим бесстрастность, металлический холод, вызванные одной страстью – золотом.


Чтобы добиться реалистичности, Бальзак много времени уделяет описанию быта героев. Окружающая людей обстановка может лучше раскрыть их сущность, характер. Особенно выделяются в повести два описания: жилища ростовщика и спальни графини.

В комнате Гобсека стояла дорогая мебель, заграждающая все собой, были вещи из серебра, дорогие вазы и книги – все это было в беспорядке. А в кладовой уже гнили паштеты, устрицы, рыба; стояли ящики с сахаром, кофе и т.д.

В спальне графине пахло духами, на медвежьей шкуре лежали атласные, небрежно скинуты туфли. Везде беспорядочно лежали цветы, бриллианты, перчатки – принадлежности, нужные женщине для бала. По всему было заметно, что за ширмой этой роскоши уже притаилась нищета.

Два описания созданы на контрасте и показывают два мира: один непомерный мир богатства, превратившийся в самоцель; а другой – мир разорительной страсти к роскоши.

Мир Гобсека и мир графини, как внешний, так и внутренний потерпит крах из-за порочности. Гобсек разрушает себя жаждой бессмысленного накопления богатства, а графиня де Ресто – глупой жаждой жить в роскоши.

Оноре де Бальзак верен в своих художественных деталях и достигает удивительной выразительности образов, которая бывает только у великих художников. Это подтверждается финальным штрихом портрета Гобсека: «Голландец, который достоин кисти Рембрандта».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сцены смерти Гобсека (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Можно ли оставаться человеком, имея деньги? (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Что главное в жизни человека: материальное или духовное? (по повести Бальзака «Гобсек»)
  • Какие мысли Гобсека вы считаете актуальными сегодня? (по повести Бальзака «Гобсек»)