История создания пьесы Шоу «Пигмалион»


Замысел написать социальную пьесу возник у Бернарда Шоу еще в 1897 году, но воплотил он его только в 1912. На тот момент писатель уже был известен по своим произведениям «Цезарь и Клеопатра», «Оружие и человек».

В комедии автор хотел отразить свое давнее увлечение фонетикой. Он, также, как и главный герой, записывал различные говоры, и в скором времени пришел к мнению, что произношение очень сильно влияет на разделение социальных слоев в Англии. Шоу хотел показать, что эта «пропасть» между низшими и высшими слоями не так глубока, и каждый бедный человек, наделенный природными талантами, сможет сравняться с теми, кто стоит выше по социальной лестнице.

Автор написал свое творение всего за четыре месяца. Прототипами его героев считаются английский лингвист Генри Суит (именно его упоминает сам Шоу) и художник Фредерик Лейтон. Черты каждого из этих людей присутствуют в характере Генри Хиггинса. Дороти Дин, актриса и натурщица стала прообразом Элизы.

Первоначально пьеса должна была быть поставлена на английской сцене, а роль цветочницы доверена известной актрисе Стелле Патрик, но закулисные интриги помешали представлению. В результате впервые комедия была сыграна в Вене, потом в Берлине, а позже и в Лондоне.


Такого головокружительного успеха на театральных представлениях не было давно. Только в Лондоне было организовано 118 показов. Но вскоре в Англии разразился скандал. Критики были возмущены тем, что в диалогах звучала просторечная лексика и непристойные выражения, однако общественность поддержала такие современные веяния. В 1916 году произведение вышло в печатном формате.

Сюжет взят из древнегреческой античности. В мифах упоминается Пигмалион, великий скульптор, увлеченный искусством. Однажды он вылепил прекрасную статую из мрамора. Творение получилось настолько безупречным, что мастер влюбляется в него. Вскоре Афродита сжалилась над влюбленным и оживила скульптуру. Галатея и Пигмалион поженились и были очень счастливы.

Бернард Шоу полностью изменил идею произведения. В его пьесе именно Элиза меняет своего учителя Хиггинса. Первоначально Генри показан как себялюбивый, эгоистичный ученый, который не задумывается о чувствах других людей. Постепенно строптивая, смелая девушка заставляет лингвиста испытывать эмоции. Но финал не совпадает с древнегреческим. Главные герои не становятся семьей. Преображенная цветочница собирается замуж за робкого, но влюбленного в нее, Фредди. Теперь именно она является скульптором, который создаст из своего жениха то, что нужно.

В поле зрения автора множество вопросов. Социальное неравенство, женская дискриминация, культура речи, роль образования и воспитания. Сам автор говорил о том, что пьеса является «насмешкой над «голубой кровью». Он считал, что отличие людей состоит только в одежде, произношении, манере и образовании. Во всем остальном бедные и богатые равны. В одинаковых обстоятельствах лучшими становятся те, кто наделен природными талантами, а не происхождением.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Своеобразие конфликта в пьесе Шоу «Пигмалион»
  • «Преображение человека» в пьесе Шоу «Пигмалион»
  • Англия в изображении Шоу (по пьесе «Пигмалион»)
  • Чеховские традиции в творчестве Шоу (по пьесе «Пигмалион»)