Конфликт в трагедии Гете «Фауст»


Главным творческим достижением Иоганна Вольфганга Гете является произведение «Фауст». Автор переосмыслил легендарную историю о реальном средневековом докторе и маге Фаусте. Главный герой у Гете обретает философское мировоззрение, является воплощением идей эпохи Просвещения.

«Фауст» - трагедия философского направления. И поэтому конфликт здесь строится не столько на межличностных столкновениях, сколько на борьбе различных принципов и философских идей. В произведении такого порядка развитие мысли автора важнее даже самого сюжета.

В драме звучит мысль о том, что природа постоянно находится в движении, все в ней борется за существование. Человек – это тоже часть природы. Но вот какая? Ничтожная часть или венец природы? В «Прологе на небе» идет спор о том, способен ли человек победить силой разума и духа, пройти все испытания на пути. Мефистофель считает, что даже величайший человек, такой как Фауст, не способен выстоять перед соблазнами. И что «крупица» разума только развращает людей, а не помогает.

Гете на протяжении всего произведения подводит читателей к мысли, что человек способен на многое. Автор верил в силу человеческого разума. По его мнению, многие люди стремятся к познанию мира. Вот только делают они это разными способами. Отсюда появляется другой конфликт в драме: между истинной наукой и наукой ради самой науки.


Представителями этого конфликта являются Фауст и Вагнер. Их объединяет то, что они ученые. Но их взгляды на жизнь абсолютно разные. Вагнер – это пример «кабинетного» ученого. Он с головой погружен в чтение древних книг. Вагнер изучает актерское мастерство, чтобы патетично декламировать древние тексты. Однако настоящая жизнь мало известна герою, да и мало интересна.

Фауст отличается от Вагнера стремлением познать истинный смысл жизни. Он понимает, что книжные знания – это лишь половина пути, и нужно мир познавать всесторонне. В своем первом монологе Фауст ропщет на то, что проводит жизнь в душном кабинете среди пыльных книг. Его душа рвется на лоно природы, туда, в настоящий мир.

Обсуждая восход и закат солнца, герои мыслят по-разному. Фауст восхищается простыми чудесами природы, а Вагнер считает такие речи каким-то капризом своего учителя.

Высшим результатом деятельности Вагнера становится гомункул – искусственный человек в колбе. Хотя даже его он создает не без мистической помощи. Гомункул являет собой пародию на человека, он умен, но лишен настоящей человечности. Поэтому окончание его существования так же бессмысленно, как и начало.

Таким образом, наука ради науки Вагнера лишена практичной ценности. Она похожа на сухое дерево, тогда как истинная наука подобна вечнозеленому растению. Фауст в отличие от Вагнера в финале достигает своей цели, он находит смысл своей жизни – в помощи другим людям. И поэтому именно Фауст является победителем.

Конфликт в трагедии Гете «Фауст» имеет философский смысл, потому что автор сосредоточил внимание на разных идеях и принципах своего времени.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Трагедия Фауста и Маргариты (по трагедии Гете «Фауст»)
  • Роль второстепенных персонажей в трагедии Гете «Фауст»
  • Реальное и вымысел в трагедии Гете «Фауст»
  • В чём суть спора Господа и Мефистофеля? (по трагедии Гете «Фауст»)