Конфликт в трагедии Шекспира «Гамлет»


Конфликт в произведении Вильяма Шекспира «Гамлет» очень многогранен. И связано это с непростой личностью главного героя. Гамлет – молодой принц, образованный, умный, который стремится к нравственным идеалам гуманистов. Но жестокая ситуация ставит его перед сложным выбором: остаться ли гуманистом или поступить, как кровавый мститель. Он узнает от призрака, что его отца убил родной брат Клавдий, чтобы взойти самому на престол. Гамлет обещает отомстить за отца, однако сомневается, такой ли он человек. Сложность и в том, что принц понимает, что Клавдий – не единственное зло. И чтобы восстановить справедливость, придется противостоять как Клавдию, так и всей закостенелой среде датского двора. После долгих размышлений Гамлет вступает на этот нелегкий путь. Это является внешним конфликтом в пьесе.

Кроме внешнего конфликта, есть и более важный конфликт внутренний, который происходит в душе главного героя. Душевная борьба Гамлета выражена в его терзаниях, философских размышлениях.


Ему, как человеку уже эпохи Возрождения, не просто решить, быть или не быть. Сможет ли он преступить кровавую черту ради справедливости и остаться хорошим человеком? Принц понимает, что это не возможно, и чтобы выполнить обещание, ему придется пожертвовать принципами. К тому же, он чувствует страх перед неизвестностью, как и каждый обычный человек.

Если бы Гамлет был человеком средневековой эпохи, то решил бы конфликт быстро - кровавой расправой, считая, что так накажет зло. Но герой мыслит уже более широко и понимает, что зло разлито повсюду, и одного Клавдия наказать мало. Но и все зло искоренить не в его силах. Такие мысли приводят его к выводу о бесполезности борьбы. Но и отказаться от мести он не может. Поэтому, несмотря на внутренний конфликт, главный герой продолжает выстраивать план отмщения. Он все старается просчитать, чтобы поступить правильно. Но не всегда может сдержать эмоции, из-за чего его случайной жертвой становится Полоний. Гамлет прокалывает советника шпагой, принимая за короля. Трагедия в том, что Полоний – отец его возлюбленной Офелии. И косвенно принц виновен в безумии героини. Так в своем стремлении восстановить справедливость Гамлет приумножает зло. И если случайность с Полонием не заставляет его раскаиваться, так как он был в сговоре с королем, то судьба Офелии его мучит. Эта героиня создана автором нарочито невинной, чтобы ярче показать, к чему приводит даже честная месть. Нельзя избежать жертв – это понимает герой, но это не облегчает терзания его души.

Внешний конфликт разрешается в конце пьесы, когда Гамлет закалывает Клавдия. А внутренний конфликт остается открытым и уже переходит от Гамлета к читателям, которые продолжают дискуссию о том, правильным ли был выбор главного героя, стоила ли месть стольких невинных жертв?




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что такое «гамлетизм»? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Актуален ли сегодня литературный образ Гамлета? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Есть ли выбор у Гамлета? (по трагедии Шекспира «Гамлет»)
  • Нравственные проблемы в трагедии Шекспира «Гамлет»