Образ Фердинанда Грау в романе Ремарка «Три товарища»


Фердинанд Грау из романа Э.М. Ремарка «Три товарища» – еще один представитель «потерянного поколения». С его образом связаны различные размышления о жизни и смерти, о времени, о молодости и старости, о предназначении человека и его роли в мире. Грау часто высказывал по-настоящему философские мысли, которые, вероятно, можно назвать принадлежащими автору.

Фердинанд работает художником. Однако герой был не простым художником, а имел своеобразную специализацию: рисовать умерших людей с их фотографий по заказу «скорбящих родственников». Разрабатывая «на редкость верные портреты», Фердинанд не плохо кормился. Постоянно находясь рядом с признаками смерти, герой часто размышляет о ней. Он убежден, что его творчество держится не на «склонности к благоговению», а на сознании родственника своей вины перед покойником. Фердинанд уверен в том, что люди просят его нарисовать портреты умершего человека, потому что они хотят возместить зло, причиненное ими при жизни. В пример он приводит последнего заказчика, который при жизни его тети желал ей, чтобы она «подохла». Однако после ее смерти он заказал «портрет в самых нежных красках», чтобы повесить его над диваном.

Фердинанд уверен в отсутствии у людей благородства, доброты и добродетельности. Человек, по его мнению, зол по своей природе, однако любит, когда другие совершают добро. Грау считал, что те люди, которые действительно оплакивают свою потерю, не заказывают у него портретов.


Фердинанду было сорок два года, он жил в большой студии, его сожительницей стала его же экономка. Грау никак не мог «порвать» с ней и дошел до момента, когда ему стало совершенно все равно и на нее, и на собственную жизнь. В связи с этим он часто выпивал в одиночестве, находясь в своей мастерской. По мнению Роберта, это могло привести только к гибели.

Обычные картины никто у героя не покупал, поэтому он сильно переживал по этому поводу. Когда Фердинанд получал деньги за заказ, он чуть ли не сразу пропивал их. В эти дни он выглядел разбухшим и массивным. Рассуждая о прекрасном и давая советы Роберту, Грау прекрасно понимал, что его жизнь кончена, что у него нет будущего, поэтому он так беспробудно его пропивал.

Несмотря на безразличие к своему существованию, к своим клиентам Грау относился почтенно. Он понимал, что для них важно не само горе, а уважение к этому горю. Поэтому встречал их в хорошем костюме, сделав торжественный вид. В доме у Фердинанда висел портрет Луизы Вольф, который был своеобразной рекламой, призывающей посетителей приобрести более дорогой портрет.

Грау нисколько не стыдился своего обмана, говоря о том, что он будет работать над портретом 6 месяцев, хотя в действительности требовалось всего 4-5 дней. Стыда не было, потому что он видел, как и его клиенты обманывают самих себя, говоря о том, что их покойники имели ценные драгоценности, как на портрете Луизы Вольф. Герой понимал, что родственники хотят, чтобы хотя бы после смерти их близкие имели средства к существованию.

Главный герой, от лица которого ведется повествование, сравнивает Фердинанда с «одиноким холмом неисповедимой тоски». По мнению Роберта, Грау был человеком, жизнь которого была уже разбита.

Несмотря на то что Локамп дико приревновал Пат к Фердинанду, который говорил ей о том, что обязательно нарисует ее портрет, он помогает Грау в денежном плане. Роберт рассказал булочнику, у которого недавно умерла жена, о деятельности Фердинанда. Это говорит о взаимопомощи представителей «потерянного поколения».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Роберта Локампа в романе Ремарка «Три товарища»
  • Образ Отто Кестера в романе Ремарка «Три товарища»
  • Образ Готтфрида Ленца в романе Ремарка «Три товарища»
  • Образ Патриции Хольман в романе Ремарка «Три товарища»