Образы-символы в сказке Андерсена «Снежная королева»


Текст сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» пронизан различными символами, хотя на первый взгляд эта сказка довольно проста.

Произведение можно поделить на семь своеобразных частей, каждая из которых имеет свою смысловую нагрузку. Число «семь» здесь неслучайно: это отсылка к Библии. Именно за такое время Бог сотворил весь мир.

Некоторые персонажи выступают как символы: Герда является олицетворением добра, а Снежная королева – воплощение зла. Поэтому само противостояние маленькой Герды злой волшебнице становится библейским символом борьбы между добром и злом.

С самых первых страниц читатель узнает, что Герда и Кай очень любят цветы. Розовый куст, которым наслаждаются дети, является символом любви и милосердия.

Этому образу противопоставлена снежинка, которая является воплощением бесчувственности и холодности.

Розы растут в мансарде, которая является любимым местом развлечений Герды и Кая. Мансарда является неким раем, символом божьего царства.

Снежинки же, падающие в ледяном дворце Снежной королевы, – символ ада, где все подчинено холодному расчету. Жилье жестокой героини наполнено различными символами смерти.


Так, мы видим противопоставление: розы, растущие в мансарде, которым любуется Герда (символы добра и любви) – снежинки в холодных владениях Снежной королевы (символы зла и бессердечности).

Кай, который вместе с Гердой с трепетом рассматривает цветы и ухаживает за ними, после того, как в его глаз попадает осколок жестокого зеркала, видит в розах только уродство. Добро заменяется на зло: теперь героя привлекает холод и лед, из которого он пытается составить слово «вечность».

Символом искушения являются сами осколки зеркала. Ведь Кай меняется именно из-за них. Он подвергся искушению и изменился в худшую сторону.

На образ изменившегося Кая похожа и маленькая разбойница, которая смогла измениться к лучшему. Это библейский символ покаявшегося разбойника.

Герде удается спасти Кая. Она спасает его не только слезами, которые являются символом очищения, но и псалмом «Розы цветут». Эти цветы действительно многое значат в сказке.

И в самом финале произведения вновь появляются «цветущие розовые кусты», которые олицетворяют победу добра над злом.

Герда и Кай возвращаются домой. И тут вновь все символично. Кай возвращается как блудный сын – библейский мотив. Ведь перед тем, как уехать на санках во дворец к Снежной королеве, он нагрубил своей бабушке. И покаявшись, он возвращается к ней.

Важным для понимания являются образы-символы голубей. Именно эти птицы рассказывают Герде, что Кай жив. Голуби – это библейские символы; это Божий вестник; глас Божий, который подсказывает, где находится Кай.

В произведении не только число 7 имеет символичное значение. Таким же обладает число 12. Двенадцать богатырей – это библейский символ, связанный с двенадцатью апостолами.

Таким образом, в простой на первый взгляд сказке Г.Х. Андерсен смог в символичной форме отразить некоторые библейские мотивы, главным из которых является борьба добра и зла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Герды в сказке Андерсена «Снежная королева»
  • Образ Кая в сказке Андерсена «Снежная королева»
  • Образ Снежной королевы в сказке Андерсена «Снежная королева»
  • Добро и зло в сказке Андерсена «Снежная королева»