«Преображение человека» в пьесе Шоу «Пигмалион»


В пьесе великого английского драматурга Б. Шоу «Пигмалион» выполняется требование Брехта, который считал, что театр должен показывать природу человеческой души, поддающейся изменениям и зависящей от классовой принадлежности. Шоу смог связать характер и социальное положение человека, показав трансформацию простой цветочницы Элизы Дулиттл.

Главная героиня предстает перед читателем внешне некрасивым, грязным существом. Именно так говорит о ней ученый. Внутренне она также не очень привлекательна. Её речь груба и вульгарна. А Шоу считал, что именно речь — показатель личности. Рядом с Элизой оказывается Генри Хиггинс. Сначала автор называет его «человек с записной книжкой», указывая на то, что он ведет себя некорректно. Например считает, что человек, издающие неправильные звуки, не имеет права жить. Он верит в преображающую силу английского языка. И вот профессор фонетики хвалится и заявляет, что сможет всего за полгода превратить Элизу в настоящую герцогиню. Для него это лишь эксперимент и способ доказать другим свое умение.

Но цветочница соглашается на эти условия. Она хочет перемен в своем внешнем виде и в жизни. Помимо неприглядных внешних качеств нужно отметить порядочность, честность и целеустремленность девушки. Эти черты ее личности так и останутся неизменными.

Начинается плодотворная работа. И вскоре талантливая ученица преображается. Она становится красивой, умной леди. И теперь это личность, которая может постоять за себя. Она способна на любовь и другие чувства.


Таким образом, Шоу убежден, что человек, наделенный природными способностями в определенных обстоятельствах способен на изменения.

Но в пьесе меняется не только Элиза, преобразования происходят и в душе Генри Хиггинса. Зрелый мужчина лет сорока, заядлый холостяк и противник семьи вдруг меняется. Под влиянием своей ученицы он становится более мягок. Если вспомнить его в начале комедии, то перед нами возникнет равнодушный, эгоистичный человек, которому все равно, что будет с Элизой. Он, радеющий за чистоту английского языка, может произносить бранные слова и выражения. В этом его не раз упрекает миссис Пирс и мать Генри.

После окончания эксперимента Элиза должна покинуть дом Хиггинса. Между главными героями возникает конфликт, в ходе которого видно, что ученый неравнодушен к девушке, хотя пытается скрыть это. Он вдруг осознает, что она дорога ему.

Таким образом, преобразование личности — это процесс, который происходит под влиянием других людей. В данном случае огромное влияние на изменение Элизы оказал полковник Пикеринг, оказавшийся чутким и внимательным. Но самое главное в преображении — это природный талант. Эту точку зрения доказывает не только метаморфоза, произошедшая с продавщицей цветов, но и преображение Альфреда Дулиттла, который из простого мусорщика превратился в яркого оратора.

Меняя свои привычки, манеры и поведение, человек меняет свою жизнь и судьбу. Именно это происходит с героями комедии Шоу «Пигмалион».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Своеобразие конфликта в пьесе Шоу «Пигмалион»
  • Англия в изображении Шоу (по пьесе «Пигмалион»)
  • Чеховские традиции в творчестве Шоу (по пьесе «Пигмалион»)
  • История создания пьесы Шоу «Пигмалион»