Проблематика романа Зусака «Книжный вор»


М. Зусаку в романе «Книжный вор» удалось поднять важные проблемы как нравственно-философского, так и общественно-политического характера.

Зарождение и развитие фашистского движения, кровавая и беспощадная Вторая мировая война – это не фон, на котором происходят действия в романе, а двигатели сюжета. Жизни всех персонажей романа зависят от событий, происходящих в мире. М. Зусак показывает, как общественные события влияют на жизни отдельных членов общества. «Книжный вор» – роман не столько о жизни Лизель Мемингер, сколько о жизни целого поколения.

В романе «Книжный вор» демонстрируется жестокость военного времени, когда люди убивают друг друга. Но еще более ужасающее, о чем говорит автор романа, – фашизм, когда происходит деление общества, и одни люди дают себе право убивать и притеснять других людей. М. Зусак использует в повествовании оттенки черного, серого и красного цветов, чтобы передать существующие в те времена явления несвободы, пустоты, страха, боли, ненависти, гнева, агрессии, войны, смерти.


Поднимается в романе проблема смерти. Ощущением близости смерти наполнен весь роман. Даже самим рассказчиком является Смерть. Абсолютно в любой момент каждый из персонажей может попрощаться со своей жизнью. Жизнь Лизель Мемингер не лишена боли и несчастий: она потеряла своего брата, а затем встретила смерть тех, кто ей был по-настоящему дорог: Ганс и Роза Хуберманы, Руди Штайнер.

В романе поднимаются такие нравственные проблемы как проблемы семейных и дружеских отношений. Приемные родители Ганс и Роза Хуберманы относятся к Лизель Мемингер как к родной дочери, а она в свою очередь любит своих Папу и Маму. Взаимоотношения между Лизель Мемингер и Руди Штайнером, между Лизель Мемингер и Максом Ванденбургом – примеры настоящей дружбы.

Поднимается в романе и проблема чтения и воздействия чтения на людей. Лизель Мемингер становится книжной воришкой, потому что она любит читать. Главная героиня – добрая девочка, которая может пользоваться словами для благих целей. Автор романа отмечает: «Одна из центральных тем сюжета связана с тем, что Гитлер уничтожает людей своими словами, а Лизель забирает эти слова и пишет с их помощью свою собственную историю».

М. Зусак поднимает и нравственные проблемы неравнодушия, милосердия, сострадания, добра и любви к ближним. Автор показывает, что во время правления Гитлера все эти нравственные качества стали под запретом, за доброту можно было лишиться жизни. Несмотря на страх смерти, Ганс и Роза Хуберманы без лишних слов принимают к себе в дом еврея Макса Ванденбурга. Ганс Хуберман проявляется сострадание и милосердие по отношению к проходящему через Молькинг старику-еврею, Лизель и ее друг Руди, несмотря на постоянно мучащий голод, разбрасывают по дороге, по которой проходят евреи, кусочки хлеба. М. Зусак выражает мысль о том, что Человеком нужно оставаться во все времена, что даже во времена правления Гитлера, во времена Второй мировой войны были люди, которые оставались добры абсолютно ко всем людям. Сам. М. Зусак говорил следующее: «Мой роман именно об этом: стремление к прекрасному даже в самых тяжелых условиях».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Макса Ванденбурга в романе Зусака «Книжный вор»
  • Образ Ильзы Герман в романе Зусака «Книжный вор»
  • Композиция романа Зусака «Книжный вор»
  • История создания романа Зусака «Книжный вор»