Своеобразие конфликта в пьесе Шоу «Пигмалион»


«Может ли человек вмешиваться в судьбу другого человека? Имеет ли он на это право? Несет ли ответственность за последствия такого вмешательства?» — именно эти вопросы стоят в центре внимания пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Ответы на них можно найти, если проанализировать столкновение двух главных героев — Генри Хиггинса и Элизы Дулиттл. Автор показывает конфликт между мастером и его творением, между внутренней и духовной красотой человека.

Успешный, хорошо одетый, культурный лингвист Хиггинс заключает пари со своим знакомым полковником Пикерингом, что за полгода сумеет научить простую цветочницу Элизу Дулиттл правилам поведения и культуре речи. Но мужчины, решившись на такой эксперимент, не подумали, что им придется изменить не только внешность и манеры, но и личность девушки.


Речь — это выражение души человека. Через диалог и монолог можно легко составить портрет говорящего. И вот проходит полгода. Побывав на светских вечерах, новая Галатея полностью преобразилась, начала многое понимать и по-другому чувствовать. Теперь её оскорбляют выходки Хиггинса, она замечает его черствость, эгоизм и равнодушие. И девушка бросает вызов своему мастеру. Ей хочется пробудить в нем человеческие чувства. Солидарна с ней и миссис Пирс, которая давно знает Генри. Своей свободой, независимостью Элиза все же ранит лингвиста в самое сердце. Но в Генри возрождается не доброта и милосердие, а уязвленное самолюбие. Ученица превзошла своего учителя. В результате простая цветочница стала не только красивой успешной леди, но и сохранила в себе доброту, трудолюбие, стремление к переменам, стойкость. Но она поняла еще важную истину: ей не преодолеть социальное неравенство, несмотря ни на что.

Конфликт между Элизой и Хиггинсом становится острее с каждым действием. И итог его следующий — ученый признает право девушки на жизнь, но себя менять он не хочет. Она для него так и остается «камешком», объектом эксперимента. Выигрывает в этом споре все-таки необразованная продавщица цветов. Она стала уважать в себе личность, и больше никому не позволит унижать себя.

Главный герой относится грубо не только к представителям низшего класса, он не замечает человека, если он ему не интересен и не связан с наукой. Здесь возникает конфликт гения и простого смертного, который раскрывается в произведении на примере Альфреда Дулиттла и ученого.

Финал пьесы неординарный и непонятный. Для чего Хиггинс поручает бывшей ученице купить ему перчатки и галстук? Кто-то считает, что этим мужчина опять демонстрирует свою власть над женщиной. Другие же видят в этом счастливый конец любовной истории. Генри понял, что любит Элизу и готов к переменам в своей жизни. Возможно, в церкви будет не одна свадьба, а две. Но для этого цветочница должна принять все требования учителя, стать его помощницей в лингвистических трудах. А он в свою очередь, под воздействием любви и терпения девушки, изменится — станет нежнее, добрее и милосерднее ко всем окружающим его людям.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Преображение человека» в пьесе Шоу «Пигмалион»
  • Англия в изображении Шоу (по пьесе «Пигмалион»)
  • Чеховские традиции в творчестве Шоу (по пьесе «Пигмалион»)
  • История создания пьесы Шоу «Пигмалион»