Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть»

Главная / Сочинения по русской литературе / Бальмонт К.Д. / Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть»

К. Бальмонт рано сформировался как поэт, хоть сначала его стихи не находили признания. В 90-х годах он начал активно публиковать свои стихотворения в периодических изданиях. Со стихотворением «Грусть» поэт дебютировал в 23-летнем возрасте (1890). Несмотря на молодой возраст, грустить Константину Бальмонту уже было над чем: он побывал в ссылке, ощутил на себе «тяготы» неудачного брака и даже попытался покончить с собой. Разочарования в жизни отразились на творчестве Бальмонта. Ранние стихи поэта отличаются минорным настроением, смешиванием философских и интимных мотивов.

Тема стиха «Грусть» – разочарование в жизни, пессимизм и, собственно, грусть. Автор показывает, насколько трудно жить человеку в одиночестве. Вместе с тем он утверждает, что такое состояние – благотворная почва для поэтического искусства: «равномерно, однозвучно рифмы стройные текут».

Ключевой образ произведения К. Бальмонта «Грусть» – лирический герой. Он одинок, поэтому его легко одолевает пессимизм. Об одиночестве говорит не сам лирический герой, а художественные детали: «надо мною раздается мерный стук часов стенных», «мне никто не улыбнется». Такое состояние героя обостряет его способность подмечать каждый шорох, «топот», «ропот», «шепот капель дождевых». Он невольно сближается с природой, начинает понимать ее речь.

Лирического героя начинает интересовать вопрос, которому в ежедневной суете человек врядли придаст значения: «Отчего так ветру скучно?». Природа в «Грусти» используется как средство психологизма. Дождевые капли, плач и нытье ветра отображают все то, что творится в душе лирического героя. Он понимает, насколько сложно будет прогнать грусть: «я внемлю…грусть со мною неразлучна».

В последней строфе К. Бальмонт вводит философский мотив течения жизни. Вот только он говорит не о скоротечности, а о «тягучести»: «годы медленно идут». Особенности лирического героя, мотивы грусти и течения жизни – отголоски декадентства.

В стихотворении К. Бальмонта «Грусть» главную роль играют олицетворения: «шепот капель дождевых», ветер «плачет, ноет», «капли бьются и бегут», «плач Природы». Также автор использует метафоры («внемля ветру, тополь гнется», «из уст… рвется… стих»), эпитеты («монотонный, грустный стих», «странный шепот», «унылый плач»). Практически все средства служат для отображения душевного состояния лирического героя и автора.

Стихотворение состоит из двух шестистиший. Строки произведения объемные, поэтому кроме конечной перекрестной рифмы К. Бальмонт использует внутреннюю. Печальное настроение стиха создается и при помощи стихотворного размера: строки написаны пятистопным анапестом. Внутренний диалог с собой реализуется при помощи риторического вопроса, который никак не нарушает меланхоличное звучание куплетов.

Стихотворение К. Бальмонта «Грусть» следует читать в контексте биографии. Только так можно понять, где истоки такой всепоглощающей печали.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бальмонта «Я люблю тебя»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Белый ангел»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Поздно»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Золотое слово»


  • Это интересно: