Анализ стихотворения Бальмонта «Золотое слово»

Главная / Сочинения по русской литературе / Бальмонт К.Д. / Анализ стихотворения Бальмонта «Золотое слово»

К. Бальмонт всегда с теплотой вспоминал о своем детстве и даже в зрелом возрасте не прочь был возвратиться в сказку. Так как это не возможно, волшебные истории поэт создавал сам. Много стихов-сказок вошло в различные сборники поэта. Стихотворение «Золотое слово» было написано и опубликовано в 1912 году в сборнике «Зарево зорь». Произведение можно воспринимать как в прямом смысле, так и путем расшифровки символов. Это зависит только от возраста и желания читателя.

Тема произведения «Золотое слово» двухсложная: с одной стороны – это перемены, связанные с приходом весны, с другой – умение держать слово. Поэт показывает, что нужно выполнять то, что обещал, иначе окружающие быстро перестанут верить пустомеле.

Лирические произведения, как правило, не имеют сюжета, но в этом стихе К. Бальмонт подает небольшую зарисовку событий. Первую строфу условно можно назвать экспозицией, ведь в ней поэт знакомит читателя с будущими действующими лицами: Осенью, Зимой и Весной. Времена года он оживляет при помощи персонификации, показывая нрав каждого из них. О том, что перед нами живые сказочные персонажи подсказывает и написание их с большой буквы.

Осень предстает пред читателем легкомысленной девушкой, которая только обещает «озолотить». Делом это не подтверждается, так как на пути золотой красавицы встает Зима. Но вот на помощь всему живому приходит Весна. Она ничего не обещает, а сразу приступает к делу. Под взмахом ее руки начинает золотиться солнце, лютик и одуванчик, а вода теперь похожа на серебро. В конце К. Бальмонт делает вывод: «Осень обещала. Помогла Весна». Весна не побоялась Зиму, хоть последняя – очень сильный соперник.

Так в стихотворении появляется извечный мотив борьбы Добра и Зла. Как и должно быть в сказке, побеждает Добро. Если толковать сюжет в духе символизма, под образами времен года нужно понимать людей с соответствующими характерами. Такое толкование делает произведение интересным не только для детей, но и для взрослых.

Стихотворение К. Бальмонта «Золотое слово» метафоричное, главный художественный инструмент – олицетворение. Оно не только оживляет Осень, Зиму и Весну, но и помогает создать необычный образ одуванчика «жёлтый одуванчик, будет и седой». В этих словах угадывается мотив скоротечности человеческой жизни. Также поэт использует метафоры: «речка… шалит водой», «разлилась на воле», «стёрла берега» (о речке).

Сказочные картины природы, созданные К. Бальмонтом, поражают яркостью, что достигается при помощи цветовых эпитетов. Нельзя оставить без внимания и однокоренные слова к лексеме «золото»: озолочу, золотится, золотой. Они разбросаны по всему тексту, помогают автору донести идею стихотворения.

Композиция стиха несложная: три катрена с параллельной мужской рифмой. В каждом куплете есть и внутренняя рифма, помогающая оживить повествование. Произведение написано амфибрахием, но трехстопный размер совсем не утяжеляет ритмическую организацию «Золотого слова».

Анализированное стихотворение К. Бальмонта – прекрасный образец лирики, которая заставляет задуматься и взрослых, и детей.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Я люблю тебя»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Белый ангел»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Поздно»


  • Это интересно: