Анализ рассказа Чехова «Душечка»


1. История создания произведения.

Написанию этого рассказа предшествовал замысел, формировавшийся в течение десяти лет, чему свидетельствуют записные книжки писателя. Чехов то работал над занимаемой его темой, то откладывал её. Наконец, в декабре 1898 года он написал «Душечку» за десять дней.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Жанр произведения — рассказ, поскольку оно небольшое по объёму, и в нём прослеживается одна сюжетная линия — судьба одной героини. Рассказ написан в традициях критического реализма, основные принципы которого — историзм и правдивое изображение действительности.

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа «Душечка» имеет глубокий смысл. Ольгу Семёновну все называют «душечкой». Это слово образовано от слова «душа» посредством уменьшительно-ласкательного суффикса. В речи самой Ольги Семёновны очень много уменьшительно-ласкательных слов, что выдаёт её восприятие жизни, мира, а точнее — мирка. Её, взрослую женщину, называют Оленькой, как маленькую добрую девочку. «Душечка» — рассказ о женской душе, сведённой к уровню «душечки» — натуры ограниченной, несамостоятельной, но милой, доброй и любящей.

4. От чьего лица ведётся произведение? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от лица автора, иронизирующего над своей героиней и сочувствующего ей. Такое повествование позволяет автору выразить своё отношение, хотя бы и скрытое, к характерам героев, к явлению действительности, на объективность изображения которого писатель обычно претендует.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Чехов поднял в рассказе тему неопределившейся женской души. Идея — реализация прекрасных душевных качеств ограниченной мещанки в материнстве. Проблематика рассказа — неспособность человека мыслить самостоятельно и жить своей жизнью. Чехова волновал вопрос, как вывести человека из обезличенного состояния. У его героини горячее любящее сердце и почти девственный разум, чистая, привязчивая душа и отсутствие духовности. Что важнее?


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет произведения построен на череде привязанностей и потерь Оленьки Племянниковой. Первый муж — комическая фигура, антрепренёр Кукин, которого она любит до самозабвения. Ольга Семёновна живет его театральными интересами. После его кончины она искренне скорбит.

Второй муж — Пустовалов, солидный мужчина, управляющий лесным складом. Оленька всецело поглощена им, живёт опять же интересами мужа, про театр и не вспоминает. Счастье было недолгим — Пустовалов умирает от внезапной болезни. Ольга Семёновна была безутешна в продолжение полугода.

Утешилась она полковым ветеринаром Смирниным, разошедшимся женой. Теперь её интересуют проблемы ветеринарии, заботы о животных. Но опять счастье было недолгим. Ветеринар далеко и навсегда уехал со своим полком. Жизнь Оленьки стала пуста и бессмысленна, она только вспоминала прошлое со слезами.

Через несколько лет ветеринар Смирнин вернулся, но уже помирившийся с женой. Приехали они устраивать в гимназию девятилетнего сына Сашу. Душа Оленьки встрепенулась, она без раздумий уступила приехавшей семье свой дом, а сама переселилась во флигель. Ольга Семёновна вдруг полюбила материнской любовью мальчика Сашу, заброшенного родителями, стала его опекать и заботиться о нём. И эта привязанность была несравненно сильнее всех предшествующих её «любвей». У Оленьки был единственный страх, что мать Саши, уехавшая в Харьков, отнимет у неё мальчика.

7. Система образов произведения.

Главная героиня рассказа Ольга Семёновна Племянникова. Её мужья Кукин и Пустовалов, ветеринар Смирнин, его сын Саша — второстепенные герои, они только полнее раскрывают образ Оленьки (Душечки).

Иван Кукин, содержатель увеселительного заведения, антрепренёр, склонен к истеричности, вечно жалуется на свою жизнь. Он маленького роста, тщедушен, с жёлтым лицом. Дождь повергает его в отчаяние, так как публика не пойдёт в сад. Он комичен и несчастен одновременно. Даже смерть его отмечена комическим эффектом: в телеграмме вместо «похороны» написано «хохороны».

Остальные персонажи выписаны менее ярко. Образ Пустовалова Василия Андреевича, второго мужа Оленьки, складывается только из степенного голоса и тёмной бороды. Упоминается ещё его нелюбовь к развлечениям, и как дружно, рядышком, Оленька с Пустоваловым возвращались из церкви да из бани. О Владимире Платоныче Смирнине известно только, что он ветеринар, человек молодой, разошёлся с женой из-за её измен, но содержал сына, посылал деньги.

Душечка — образ сложный. Она трогательная, милая и одновременно недалёкая мещаночка, не способная самостоятельно мыслить. Чехов часто снижает художественными приёмами образ героини, иронизируя по поводу её чувств. Ольга растворяется в своих мужчинах, при этом её индивидуальности наносится урон.

Вместе с тем совершенное бескорыстие Оленьки не может не вызывать сочувствия. Она с радостью уступает свой дом бывшему возлюбленному с его женой и ребёнком. В последней части рассказа ироничность автора исчезает. Материнская любовь Ольги к чужому ребёнку возвышает её, она находит себя в новом чувстве.

Конечно, воспитанная в мещанской среде, Ольга не получила должного образования, но в ней нет никакой самости, она жертвенна. В ней есть та самая любовь, которая «не ищет своего». Может быть, жена Смирнина была поглощена своим «я», заботилась о своей индивидуальности, но её ребёнок брошен.

8. Композиция произведения

Композиция рассказа — сменяющие друг друга привязанности Ольги. Автор использует повтор: последующая ситуация дублирует предыдущую. Душечка любит своего мужчину, живёт его жизнью, потом теряет его. Повторяемость ситуаций вносит в повествование комичность и предсказуемость. В финале рассказа читатель вместе с Ольгой тревожится, не потеряет ли она снова то, что наполнило смыслом её жизнь?

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Художественные средства в рассказе — это уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство речевой характеристики героини, приём повтора, внесение комического в лирический тон повествования для подчёркивания относительности чувств Ольги («…так жутко и так горько, как будто объелась полыни»).

10. Отзыв о произведении.

Современники Чехова оценивали героиню «Душечки» по-разному: от рабы своих привязанностей до воплощения истинного предназначения женщины. Какой видим мы Ольгу спустя сто двадцать лет?

Её можно назвать воплощением женственности, поскольку есть большая потребность любить и заботиться. Безусловно, материнство — высокое назначение женщины. Ольга реализовала себя в этом чувстве и заботе о ребёнке. Вместе с тем ей необходимо не только умственное, но и духовное развитие, чтобы не чувствовать пустоты в случае исчезновения объекта любви. Не зря же сказано: «не сотвори себе кумира».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Злоумышленник»
  • Анализ рассказа Чехова «Гриша»
  • Анализ рассказа Чехова «Лошадиная фамилия»
  • Анализ рассказа Чехова «Маска»