Анализ стихотворения Блока «На лугу»


Стихотворение «На лугу» А. Блок написал для детей. Оно было создано в 1912 году, и стало частью весенней главы сборника стихотворений «Круглый год». Стоит отметить, что упомянутый сборник был организован по принципу календаря.

Анализируемое стихотворение относится к пейзажной лирике. Его тема – ранняя весна.

А. Блок показывает, что приход весны трудно заметить, тем не менее, люди каждый год с надеждой и предвкушением весеннего буйства наблюдают за переменами в природе.

В центре лаконичного произведения весенний пейзаж. А. Блок «выхватывает» из картин природы лишь отдельные детали, которые хотя бы чуть-чуть напоминают о весенней поре. Сначала поэт говорит о том, что теперь лучше видно вдали леса, а полоса пашни кажется ярче. Пространство над лугом наполнено детскими голосами. Можно только представить, как дети радуются приходу весны.

Весна уже идёт, но пока, кажется, держится в стороне. Поэт даже задает вопрос: «Да где ж она сама?» Ему даже кажется, что он слышит зелёную красавицу. Но нет, это звонко журчит волны ручей. Упоминанием ручья заканчивается произведение. Но это не случайно. Звонкий ручей, оттаявший, проснувшийся от зимнего сна, – символ весны, вестник её скорого наступления.


Лирический герой произведения А. Блока на лугу практически не заметен, ведь автор концентрирует читательское внимание на отдельных деталях пейзажа. Тем не менее, легко догадаться, что лирический герой – это человек, который очень любит весну, с нетерпением ждёт её. Кроме того, этот человек умеет внимательно наблюдать за окружающим миром, понимать природу.

Стихотворение А. Блока «На лугу» состоит их двух шестистиший. Строки в них объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – трехстопный ямб. Смысловая организация стихотворения соответствует формальной: по смыслу оно делится на две части. В первой А. Блок рассказывает об изменениях в природе, во второй пытается прислушаться к шагам весны.

Анализируемое стихотворение написано для детей, поэтому не изобилует художественными средствами. В тексте преобладают эпитеты: «леса виднее», «синее небеса», «заметней и чернее… полоса», «звонче голоса», «голос звонкий», «звонко, тонко в ручье журчит волна». Особенность произведения в том, что в первой строфе большинство эпитетов выражены прилагательными в высшей степени сравнения. Во второй строфе использовано риторическое вопросительное предложение: «… да где ж она сама?»

Привлекает внимание синтаксическое строение произведения. В первом предложении сказуемые выражены прилагательными. А. Блок не использовал ни одного глагола. Такая особенность придает пейзажу статичности. Создается впечатление, что природа замерла в ожидании тёплых деньков. В предложении второй строфы использован элипсис: «… не это ли весна?».

Важную роль в стихотворении играет интонация. Вопросительные синтаксические конструкции оживляют рассказ, выражают эмоции не только лирического героя, но и всех, кто с нетерпением ждёт весну.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…»
  • Анализ стихотворения Блока «Гроза прошла, и ветка белых роз…»
  • Анализ стихотворения Блока «Город спит, окутан мглою…»
  • Анализ стихотворения Блока «О, как безумно за окном…»