Анализ стихотворения Блока «Пляски смерти»
Над произведением «Пляски смерти» А. Блок работал два года: с 1912 по 1914. Тогда он жил в браке с Любовью Менделеевой, много работал на литературном поприще и путешествовал. Но переживания, связаные с личной жизнью, а также революционные события привели к душевному разладу. Александр Александрович был разочарован жизнью после революции. Пороки общества не исчезли, надежд на изменения не было. Горькие размышления над таким положением вещей подтолкнули к написанию «Плясок смерти», которые позже стали частью цикла «Страшный мир».
Это произведение, состоящее из пяти стихотворений, написано в жанре макабра, который известен со времён Средневековья. В то время в живописи, литературе были распространены сюжеты, в центре которых был аллегорический образ смерти.
Квинтет А. Блока «Пляски смерти» начинается стихотворением «Как тяжко мертвецу среди людей». Его центральный образ – мертвый чиновник. Из могилы его гонит карьера. Он отличается от живых своим внешним видом и звонким лязганьем костей. Чиновник пишет доклады. Выступает с ними, жмёт руки живым, пытаясь не выдать себя. Люди не замечают, что среди них мертвец, ведь они постоянно суетятся, куда-то спешат. В мертвого чиновника влюбляется девушка, но и она не догадывается, что перед ней мертвец. Девушка оглушена и ослеплена своей любовью.
Во втором произведении «Ночь, улица фонарь, аптека» А. Блок поднимает проблемы безысходности, безнадёги. Он утверждает, что вокруг ничего не меняется даже спустя годы. Так он намекает на одинаковые условия жизни до и после революции.
Следующее стихотворение «Пустая улица. Один огонь в окне» изображает популярный в Средневековье сюжет о еврее-аптекаре. Пока он спит, смерть находит на его полках яд и отдает его двум безносым женщинам. Последних следует толковать как вестниц смерти или же как больных сифилисом, которым осталось недолго жить.
В четвёртом произведении «Старый, старый сон…» появляются тени. А. Блок уделяет внимание внешнему виду призраков. Читатель имеет возможность догадаться, кто перед ним. Далее автор рассказывает, что из-за ворот выходит проститутка и развратник. А. Блок намекает, что когда-то эта парочка будет такими же тенями. Потом появляется образ третьего призрака. Скорее всего, это смерть. Она скользит от тени к тени и ищет следующих жертв.
Завершается квинтет стихотворением «Вновь богатый зол и рад». В нем А. Блок разоблачает недостатки общества после революции. Всё вернулось на круги своя: богатый от злости унижает бедного и это приносит ему радость. Александр Александрович рассказывает о царе, который когда-то якобы следил над тем, чтобы соблюдали законы. Теперь его нет в живых, но появляется царь-мертвец и улыбается. Прежний владыка, кажется, насмехается над живыми, которые свергли его, пролили для этого кровь, понесли потери, но живут всё так же.
Произведение «Пляски смерти» богато художественными средствами. Мрачные образы автор создает при помощи художественных средств. Основной произведения является аллегория. В тексте есть аллегорические образы мертвого чиновника, мертвого царя, смерти.