Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы»


Стихотворение «Полевые цветы» – образец ранней лирики И. Бунина. Оно было создано в 1887 г, а опубликовано лишь в 1890 г в №9 журнала «Детское чтение». Перед публикацией автор внес в произведение некоторые правки.

«Полевые цветы» относятся к пейзажной лирике. Жанр стихотворения – элегия. Тема – описание заморских и полевых цветов. Автор доказывает, что полевые цветы прекраснее тепличных, ведь напоминают про «позабытые светлые дни».

В центре стихотворения образы цветов. Образ лирического героя на втором плане. В начале произведения описаны дорогие заморские цветы. Они пышно цветут за стеклами, в блеске огней. Кажется, цветы переливаются в блеске огней. Не только бутоны их прекрасны, но и листья, стебли. Далее поэт рассказывает о происхождении этих растений: «Их привезли из-за синих морей». Цветы растут в теплицах, поэтому не боятся ни метелей, ни гроз. Кажется, автор жалеет, что они не знают свежести ночей. На это намекает и оборванная синтаксическая конструкция.


Описание заморских цветов прерывается, и поэт начинает рассказ об их полевых собратьях. Их он характеризует эпитетом «скромные». Их вырастили не люди, а сама «весна благовонная» в майских лесах и лугах. Они прячутся в зелени. Полевые цветы видят небосклон и звезды, а не теплицы и огни. Их красота стыдлива. Лирический герой признается, что эти цветы милы и сердцу, и взору, ведь навеивают светлые воспоминания.

Стихотворение И. Бунина «Полевые цветы» условно делится на две смысловые части: описание заморских пышных цветов и рассказ о полевых цветах. Основа смысловой композиции – контраст. И. Бунин ненавязчиво сравнивает цветы. Первая часть меньше второй. Лирический герой отчетливее проявляется во второй части. Формальная организация стихов – пять катренов. Строки в них объединены перекрестной рифмовкой. Рифмы мужские. Первая и третья строки каждого катрена не рифмуется, но это не нарушает ритмический рисунок. Стихотворный размер – четырехстопный дактиль.

Чтобы создать выразительные образы цветов, И. Бунин использовал художественные средства. В произведении много эпитетов: «зеркальные стекла», «пышно цветут», «нежны и сладки их тонкие запахи», «синие моря», «метели холодные», «бурные грозы», «заморские цветы», «теплицы зеркальные», «простор голубой», «красота стыдливая». Также в тексте есть метафоры: «листья и стебли полны красоты», «их не пугают метели», «их возрастила весна благовонная», «видят они… вечных созвездий узор золотой», «сердцу и взору родные они».

Стихотворение И. Бунина «Полевые цветы» не отличается выразительным интонационным рисунком. Автор использовал лишь оборванное предложение. Но спокойная интонация не делает описания беднее, наоборот, она дает возможность сконцентрироваться на образах цветов. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, в предпоследнем катрене нанизаны слова с согласными «с», «з». Кажется, при помощи них поэт передает шелест ветра в поле.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!»
  • Анализ стихотворения Бунина «Пугало»
  • Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…»
  • Анализ стихотворения Бунина «Русская весна»