Анализ стихотворения Саши Черного «Воробей»


Сашу Чёрного большинство знает как автора сатирических стихотворных фельетонов, но есть в его творчестве пласт лирики, предназначенный для детской аудитории. Эти стихотворения поражают умения автора видеть мир глазами ребенка. Произведение «Воробей» автор написал, когда ему был 41 год.

Тема анализируемого стихотворения – обращение ребенка к воробышку. Можно также выделить и более широкую тему – любовь к природе. Автор показывает, что к окружающему миру нужно относиться бережно, ведь птицы, звери чувствуют отношение к себе, хоть мы не все это замечаем.

В произведении два ключевых образа – воробышек и лирический герой. Написано оно в форме обращения ребенка к птице. Сначала лирический герой описывает воробья, обращая внимание на цвет перышек, глазки, лапки. Интересно он воспроизводит, как птичка прыгает: «лапки – врозь, лапки боком, лапки – вкось». Эти детали делают описание динамичным.

Далее герой уверяет воробья, что не тронет его. Чтобы вызвать у птицы доверие, он крошит хлебушек. Крошки у маленького воробышка пытается отобрать ворона. Лирический герой не вмешивается, но говорит своему любимцу: «двинь-ка клювом в бок ворону, кто ее сюда просил?».


В третьем четверостишии узнаем, что воспроизведенные в стихотворении события происходят зимой. Герой жалеет птицу, которую ветер беспощадно засыпает снегом. Он приглашает воробья жить вместе с ним в доме. Строфа-приглашение дает понять, что лирический герой – ребенок, ведь он говорит: «Сядем рядышком под вьюшкой, будем азбуку учить…».

Воробышек начинает потихоньку приближаться к лирическому герою. Тот с замиранием сердца ждет, что воробей залетит в дом, но птица собирает крошки и улетает. Одним восклицанием автор воспроизводит полет птицы: «Фурх!». Лирический герой печально замечает, что воробей съел всё и даже не сказал спасибо.

Стихотворение Саши Чёрного «Воробей» по смыслу можно разделить на части: описание воробышка, лирический герой кормит птицу, предлагает ей подружиться, воробей улетает. Формальная организация произведения – пять катренов. В первом четверостишии поэт использовал параллельную рифмовку, в остальных – перекрестную. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Так как стихотворение является образцом детской лирики, автор не использовал в нем сложных художественных средств. Тем не менее, тропы в произведении есть. Они помогают читателю выразительнее представить птицу и настроение лирического героя. Начинается стихотворение риторическим обращением. В отдельные строки автор вплетает эпитеты («серый, юркий»); метафоры («глазки – бисер», «ветер сыплет снегом, злюка», «спасиба не сказал»), сравнение («словно мышка»).

Интересен интонационный рисунок стихотворения. В нем использованы восклицательные, вопросительные и оборванные синтаксические конструкции. Интонация помогает реалистично передать событие и эмоции автора. В некоторых строках использована аллитерация, например, чтобы передать суровость зимней погоды автор нанизывает слова с согласными «с», «з»: «ветер сыплет снегом, злюка…».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Утешение»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Чуткая душа»
  • Анализ стихотворения Саши Черного «Обстановочка»