Анализ стихотворения Твардовского «В Смоленске»


Стихотворение «В Смоленске» А.Т. Твардовский написал в 1943 г. Будучи военным корреспондентом, Александр Трифонович пребывал в составе частей, которые освобождали Смоленск, поэтому произведение стоит считать автобиографичным. В одном из очерков Твардовский вспоминал, что разгромленное, сожжённое место практически не напоминало город, который издавна стоял здесь.

Стихотворение относится к гражданской лирике. Его жанр – элегия. Тема анализируемого произведения – рассказ о двух годах оккупации Смоленска и их последствиях. Автор показывает ненависть к врагу, который разрушил дорогой сердцу город, наполнил его своим несносным духом.

Стихотворение начинается описанием места, которое некогда было городом, а теперь не напоминает ни город, ни село. Теперь это угрюмый пустырь, на котором завывает злой ветер, разбрасывая пыль и золу. Мрачны звуки жести, которая скребет по другой жести, громыхание двуколок. После двух нищих лет жизнь нужно начинать с начала: «с огня, с воды, с охапки дров» .За всей этой картиной наблюдает лирический герой, нетрудно заметить, что эти места для него родные. Догадка подтверждается в последнем катрене.


Поэт представляет, как в одном из домов жил немец. Ему противно думать о том, что враг сушил здесь над печкою носки. Автор рассказывает, как оккупанты создавали в захваченных домах уют, используя всё, что было под рукой. Летом на постое немец жил здесь в тепле, чувствовал себя безопасно. Поэт говорит, что ему жаль всего, чем пользовался враг, жаль даже троп, закатов, воздуха. Жалко всего, что он не может вспоминать, не вспоминая немца. Всё это, святое с детства, теперь кажется утратой.

Стихотворение А.Т. Твардовского «В Смоленске» делится на две части. Первая часть состоит из пяти катренов, вторая – из восьми. Строки в четверостишиях объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Разделение на части не только формальное, но и смысловое. В первой Александр Трифонович рассказывает о том, как изменился город после двух лет оккупации. Во второй части поэт показывает, что он чувствует, когда смотрит на разоренные врагами земли.

Раскрыть тему, реализовать идею, показать переживания лирического героя автору помогают художественные средства. В тексте есть эпитеты («жестокие нищие лета», «пустырь угрюмый и безводный», «ветер злой», «холодная кирпичная пыль и зола», «немолчна песнь»), метафоры («ветер злой в глаза швыряется… пылью и золой», «уютом дельным жизнь-времянку он оснастил», «заката, что при нем в окошке играл вот так же а стекле», «всего, что сердцу с детства свято»). Интересный прием, используемый автором – нанизывание глаголов: «гремит, бубнит, скребет по жести». Таким образом, поэт воспроизводит все звуки, которые тревожат его душу, омрачают его думы.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, угрюмая атмосфера пустыря подчеркивается при помощи согласных «р», «з»: «пустырь угрюмый и безводный, где у развалин ветер злой…».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Твардовского «Признание»
  • Анализ стихотворения Твардовского «В пилотке мальчик босоногий…»
  • Анализ стихотворения Твардовского «Зачем рассказывать о том…»
  • Анализ стихотворения Твардовского «Когда пройдешь путем колонн…»