Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…»


К проблеме словесного творчества А.Т. Твардовский обратился только в середине 50-х годов, ведь считал написание стихотворений на эту тему «наверняка мертвым» делом. Александр Трифонович не считал поэтический труд серьезным делом, завидовал простым рабочим, военным. Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете» поэт написал в 1958 году. Оно относится к указанному тематическому пласту.

Тема стихотворения А. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…» ‒ суть поэтического искусства, его сила. Автор показывает, что мастер слова должен иметь свое мнение, не подражать другим людям, поэт обязательно должен донести свои мысли людям.

Строки написаны от первого числа единственного числа. Лирический герой рассказывает об «одном-единственном завете». Он утверждает, что скажет что-то, когда для этого придёт время. Он уверен в своих взглядах: «Я это знаю лучше всех на свете». Мужчина признается, что никому бы не доверил сказать свое слово, даже Льву Толстому. Лев Николаевич не зря упоминается в стихотворении. Он был значимой личностью своего времени. К нему прислушивались многие.

А. Твардовский понимал, что у него нет такого признания, как у Л. Толстого, о чем свидетельствуют строки: «… пусть себе он бог. А я лишь смертный». Поэт устами лирического героя говорит, что он в ответе за свое, и он скажет так, как хочет он. Видимо, время для его слова еще не наступило, так как поэт так и не признается, что же он хотел сказать. Эта тайна интригует читателей.


Стихотворение А. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…» не делится на смысловые части. Ведь каждая строка посвящена «завету», о котором упоминается в начале произведения. С каждой строкой поэт всё больше и больше акцентирует внимание на идеи произведения. Формальная композиция стихотворения – три катрена с перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки пятистопным ямбом. Особенность формальной и смысловой композиции – своеобразное обрамление: автор повторяет мысль о том, что знает «лучше всех на свете то, что хочет сказать».

Тема анализируемого произведения оригинально раскрывается благодаря художественным средствам. А. Твардовский использовал эпитет («один-единственный завет»), гиперболу («Я это знаю лучше всех на свете – живых и мертвых»), антитезу («пусть себе он бог, а я лишь смертный»). В последних строках привлекает игра слов, созданная посредством повтора глагола «хочу»: «Сказать хочу. И так, как я хочу».

Акцентировать внимание на определенных деталях, мыслях автору помогает также инверсия («до времени тая», «я никогда бы ни за что не мог передоверить», «за свое в ответе»), неполные синтаксические конструкции («вся суть в одном-единственном завете», «даже Льву Толстому ‒ нельзя», «и так, как я хочу»).

Анализируемое произведение показывает взгляд А. Твардовского не только на поэтическое творчество, Твардовского не только на поэтическое творчество, и на то, какой должна быть личность – независимой от чужого мнения, умеющей отстаивать свою позицию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Твардовского «Переправа»
  • Анализ стихотворения Твардовского «Полночь в мое городское окно…»
  • Анализ стихотворения Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента…»
  • Анализ стихотворения Твардовского «Космонавту»