Анализ стихотворения Языкова «Буря»


Стихотворение «Буря» Н.М. Языков написал в 1839 году, когда пребывал на лечении в Ницце. Болезнь прогрессировала, но поэт пытался ей противостоять. Возможно, эти обстоятельства подтолкнули описать в поэтических строках взволнованную природу. Стихотворение написано в романтическом ключе, поэтому в нем использованы традиционные для этого направления образы-символы. Море следует толковать как жизнь, а бурю – борьбу, попытки преодолеть трудности.

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Написано оно в жанре элегии. Тема – природа в ожидании бури. Автор показывает силу, могущество стихии, её неумолимость. Бурю невозможно укротить, поэтому остается лишь ждать её.

Начинается произведение описанием громадных туч, которые нависли над морем. Они скрыли ясный день. Тучи спустились даже в синюю бездну. Бездна пытается бороться за свет, «ропщет она». Лирический герой знает, что скоро поднимется буря, ведь морская бездна начнет громко бушевать.

Море поднимает «великую силу», строит из воды полки. Оно готово к бою. Могучий вал уже качает головою. Николай Михайлович, используя персонификацию, показал морские волны как людей: «смуглые лица нахмуря… они идут». Море пенится, поэту же кажется, что это колеблются белые гребни валов. Наконец, громом и молниями начинается буря. Её Н.М. Языков не описывает, давая читателю самому представить картины взволнованной природы.


Стихотворение Н.М. Языкова «Буря» состоит из двух восьмистиший. Строки первой октавы объединены перекрестной рифмовкой. Четыре первые строки второго восьмистишия объединены перекрестной рифмовкой, последние – кольцевой. В тексте использованы мужские и женские рифмы. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий. По смыслу стихотворение условно можно разделить на части: рассказ о туче и о ропоте морской бездны; описание поднимающегося шторма, рассказ о начале бури. В начале произведения пейзаж статичный, постепенно он набирает динамизма, который нарастает во втором восьмистишии.

Описать природу перед бурей автору помогают художественные средства. В тексте использованы как традиционные, так и индивидуально-авторские тропы. В произведении есть эпитеты («громадные тучи», «нависли широко», «блистательный день», «синяя бездна», «тяжёлая тень», бездна «могучая», «грозна», «великая сила», «вал-великан», «смуглые лица», «белые гребни», «чёрные тучи»), метафоры («в синюю бездну спустились глубоко» (о тучах), «бездна морская уже негодует», «полки он строит из водных громад», «вал-великан, головою качая, становится в ряд»). Среди метафор в стихотворении преобладают персонификации. Таким образом, поэт приближает человека к природе.

В некоторых строках использована аллитерация. Например, волнение морской бездны, её негодование подчеркивается словами с согласными «р», «ч», «ш»: «скоро, могучая, встанет, грозна».

Интонация стихотворения спокойная, без восклицаний. Создается впечатление, что лирический герой спокойно, отстраненно наблюдает за изменениями в природе.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Языкова «Бессонница»
  • Анализ стихотворения Языкова «Конь»
  • Анализ стихотворения Языкова «Молитва»
  • Анализ стихотворения Языкова «Две картины»