Аргументы к ЕГЭ на тему «Красота»


Введение

Красота – это явление очень спорное. С давних времен существует выражение «Красота спасет мир», но о какой красоте – внешней или внутренней – идет речь? Даже внешне идеальный человек внутри может оказаться пустым, равнодушным и эгоистичным, а внешне неприметный и даже некрасивый человек – добрым, милосердным и искренним. Внутренняя красота помогает показать истинное лицо человека, она способна скрасить даже самые неприятные дефекты наружной внешности.

Тема красоты в любом ее проявлении всегда интересовала мыслителей и ценителей слова. О внутренней и внешней красоте рассуждали и русские, и зарубежные писатели, поэты и драматурги. Очень часто они показывали, что внешне непривлекательный человек обладает богатым внутренним миром, а человек с очень красивой внешностью имеет пустое сердце.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Тема несоответствия внешней и внутренней красоты звучит в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Элен – внешне очень красивая женщина. Это представительница светского общества, поэтому ее улыбка и внешность в целом однообразна, всегда без изменений. Одевается Элен по последней моде, что очень ценится окружающими. Заученные фразы, изящные манеры позволили Элен скрыть свое ничтожество. Героиня похожа на статую, которая имеет красивую наружность, но пустоту внутри. У Элен будто нет души, она равнодушна как ко всему, что ее окружает, так и к самой себе. Данная героиня олицетворяет безнравственность и ничтожность, это воплощение внутренней пустоты. Элен глупа, не умеет мыслить и рассуждать. За внешней оберткой скрывается бездуховность. Образу Элен Курагиной противопоставлены образы главных героинь – Наташи Ростовой и княжны Марьи. Наташа с детства росла некрасивым ребенком. Автор большое внимание уделяет этой детали. Однако Наташа Ростова имела большое и искреннее сердце, глубокую душу. Все это позволяло героине привлекать к себе внимание. Окружающие всегда любовались живой и веселой девушкой. Для автора она была идеалом женской красоты. Л.Н. Толстой не наделяет внешней красотой и Марью Болконскую. Противоположный пол не обращает на нее никакого внимания, потому что она некрасива. Однако героиня обладает богатым внутренним миром. Княжна Марья добра и милосердна, способна к самопожертвованию. Внутренняя красота Наташи Ростовой и Марьи Болконской побеждает внешнюю красоту Элен Курагиной. В ходе повествования последняя умирает, а Наташа и княжна Марья обретают семейное счастье. Так, Л.Н. Толстой в своем произведении поднимает тему истинной и ложной красоты.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

На тему внешней и внутренней красоты рассуждал и Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание». Лужин и Свидригайлов – второстепенные персонажи. Они очень богаты, поэтому имеют соответствующую внешность. Однако привлекательные наружные черты скрывает пустую и ничтожную душу. На протяжении своей жизни и Лужин, и Свидригайлов совершают различные злые поступки. Ради собственного благополучия и собственной выгоды они готовы на все, даже пойти по головам. Образам Свидригайлова и Лужина противопоставлен образ Сонечки. Бедная девушка Соня Мармеладова не имеет средств к существованию. Чтобы прокормить свою семью, ей приходится пойти по желтому билету. Автор описывает героиню как девушку, не обладающую особой внешней красотой. Выглядеть привлекательно ей мешает бедность. Однако она не мешает Соне быть красивой внутренне. Нравственные ценности для девушки важнее всего. Соня Мармеладова искренне старается помочь своей семье, борется за нее до конца. Она добра и милосердна. Знакомясь с Родионом Раскольниковым, она пытается помочь и ему. В финале произведения проходит мысль о возрождении убийцы. Все это происходит благодаря Соне Мармеладовой. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что именно внутренняя красота сможет спасти человечество.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Внутренней красотой обладает и героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор не наделяет Татьяну Ларину внешней красотой. Она совершенно не похожа на других членов семьи. Девушка отличается от своей сестры Ольги, светской кокетки. Зато Татьяна Ларина обладает красотой внутренней. Девушка искренна во всех своих поступках и словах. Татьяна не боится признаться Евгению Онегину в своих чувствах, потому что не привыкла жить по правилам светского общества. Духовная красота Татьяны проявляется в ее любви к природе, к народным традициям и преданиям. Даже Евгений Онегин смог отметить внутренний свет Татьяны Лариной. Главный герой удивлен тому, что романтик Ленский влюбился в Ольгу Ларину, во внешности которой «жизни нет», а не в загадочную и таинственную Татьяну, идеал любого романтика. Татьяна Ларина – это пушкинский идеал. Автор сравнивает ее с сестрой неслучайно: чтобы показать внутреннюю красоту Татьяны Лариной.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Тема красоты поднимается в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней повествуется об отношениях Лизы и Эраста. Автор отмечает, что именно красота Лизы «при первой встрече сделала впечатление в сердце» Эраста. Повествователь подчеркивает, что Лиза обладала «редкой» красотой. Однако внешняя красота Лизы – не самая главная ее характеристика. На протяжении всего повествования подчеркивается ее богатый внутренний мир. Впервые читатель с ней знакомится, когда девушка собирает ландыши, символизирующие ее непорочность и нравственную чистоту. Лиза добра и милосердна. Она собственным трудом зарабатывает на жизнь себе и своей матери, которую девушка всем сердцем ценит и любит. Рассказчик постоянно повторяет, что Лиза – прекрасна душою и телом. У нее «чистая, радостная душа». Героиня способна любить, ее чувства искренны и чисты. Лиза готова на все ради своего возлюбленного. Н.М. Карамзин подчеркивает, что героиня его повести – это воплощение красоты в любом ее проявлении: Лиза обладает как внешней, так и внутренней привлекательностью. Автор называет свою героиню бедной, так как нравственность Лизы не смогла ужиться в мире черствых, корыстных и обманчивых людей. Главная героиня решает утопиться.

А.Н. Островский «Гроза»

Богатым внутренним миром обладает и главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Душа Катерины по-настоящему чиста. Эта девушка привыкла жить по законам свободы. Поэтому она вступает в конфликт с жителями города Калинова. Катерина защищает свободу, стремится к ней. Она является единственной, кто пошел против «жестоких нравов» Калинова. Для Катерины важным в жизни было счастье и любовь. Именно к обретению настоящей любви стремится героиня драмы. С самого детства Катерина чувствовала от своей семьи тепло и поддержку, а также сама давала эту доброту другим людям. Жизнь в Калинове не озлобила Катерину, она не стала похожа на жителей города. Поэтому Катерина выделялась своей нравственностью и духовной красотой. Однако грех, который совершила девушка, не позволяет ей находиться в этом бездушном мире, поэтому религиозная Катерина совершает самоубийство. Главная героиня «Грозы», которая отличалась чистотой и милосердием, не смогла продолжать свое существование в обществе корыстных и жестоких людей.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Тема красоты поднимается и в знаменитой во всем мире трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор показывает настоящую красоту любви. Она настолько сильна между героями, что затмевает все прошлое и Ромео, и Джульетты. Герои искренне хотят соединить свои судьбы и свои сердца, однако жестокое общество разводит их и разрушает мечты о счастье. Не желая мириться с этим, Ромео и Джульетта борется за общую судьбу, но когда один из возлюбленных видит мертвого любимого, кончает жизнь самоубийством: Ромео выпивает яд, а Джульетта закалывает себя кинжалом, когда видит рядом с собой труп возлюбленного. История короткой, но такой сильной любви говорит о том, что настоящая любовь проходит даже границы жизни и смерти.

О. Уальд «Портрет Дориана Грея»

Тема красоты является основной в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Писатель демонстрирует, что внешняя красота – это всего лишь иллюзия. Главный герой Дориан Грей фактически продает свою душу дьяволу, желая всегда оставаться молодым и красивым. Его истинный облик находится на картине, которая с каждым эпизодом жизни становится некрасивой и жестокой. Окружающие люди не видят то, что образ жизни Дориана Грея аморален и порочен, так как его внешность не позволяет сказать об этом. Здесь звучит мысль о том, что внешность бывает обманчива. Наружная красота оказывается убийственной силой. Ради своей внешности Дориан Грей забывает о морали, о нравственности. Он идет на все ради сохранения своей привлекательности, даже на убийство художника Бэзила, который и написал портрет Грея, настолько изменивший его жизнь. Главный герой не обладает внутренней красотой, с каждой минутой он погрязает в мире лжи и преступлений. В момент отчаяния он решает убить ту копию себя на портрете, поэтому вонзает в нее нож. Однако этим поступком он убивает самого себя. Портрет фактически является символом борьбы нравственных начал человека и внешней красотой. То, что портрет обретает прежнее состояние, а реальный Дориан Грей стареет и умирает, говорит о том, что внутренняя красота побеждает внешнюю красоту.

Вывод

Таким образом, споры по поводу красоты вечны. Несмотря на то что многие люди стремятся к внешней красоте, большинство понимает, что внутренняя красота намного важнее наружности человека. Ведь даже самый некрасивый человек будет обладать привлекательностью и шармом, если его внутреннее «я» глубоко и чисто, а самый красивый человек, не имеющий ничего в душе, будет казаться неприятным в общении. Подводя итог, нужно сказать о том, что именно внутренняя красота человека спасет мир.