Аргументы к ЕГЭ на тему «Семья, детство, взросление»


Введение

Детство – это особенная пора, которая является основополагающим началом становления человеческой личности. Именно в детстве закладываются определенные жизненные установки, по которым будет жить человек в дальнейшем. Поэтому семья играет очень важную роль. Близкое окружение ребенка способствует его развитию. То, какие нравственные ценности вложит в ребенка семья, отразится на его дальнейшей судьбе. Все поступки человека, его отношение к себе и к миру в целом закладываются с самого детства. В этом ему помогают родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, которые находятся рядом с ребенком с самого рождения. Поэтому понятия «семья», «детство» и «становление личности» взаимосвязаны.

Темы детства, роли семьи в жизни человека, его взросления поднимались многими русскими и зарубежными писателями, драматургами и поэтами. Авторы величайших произведений задумывались над тем, что именно детская жизнь влияет на все дальнейшее существование человека. Семья, по их мнению, – это начало мировоззрения ребенка. Именно семейные отношения показывают человеку возможные модели поведения.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин в своей комедии «Недоросль» продемонстрировал два противоположных образа: Митрофанушку и Софью. Недоросль и неуч Митрофан всю свою жизнь провел в заботливых руках собственной матери, которая ему во всем потакала. Слепая родительская любовь сделала из Митрофанушки эгоистичного и бесчувственного человека, который не имеет никаких жизненных целей. Он привык, что ему все дозволено, что любые проблемы за него решат его родители. Такое воспитание способствует тому, что из Митрофанушки получается бесполезный во всем мире и даже для самого себя человек. Образу Митрофана противопоставлен образ Софьи. Она воспитывалась в совершенно других условиях, что повлияло и на ее мировоззрение. Софья – приличная, добрая и справедливая девушка, которая уважает старших, в отличие от Митрофанушки, который в финале комедии фактически отказывается от своей матери. Митрофан – глуп, Софья – образованна, стремится к различным знаниям. Несмотря на то что у героев одинаковый возраст, их становление как личности происходит абсолютно по-разному.

И.А. Гончаров «Обломов»

О роли детства в этапе взросления человека говорит и Иван Александрович Гончаров. В своем романе «Обломов» писатель особое внимание уделяет описанию детства главного героя. Оно представлено в главе «Сон Обломова» и имеет огромное как композиционное, так и идейное значение. Именно из детства перешли во взрослую жизнь лень и апатия ко всему окружающему. Первоначально Илья Ильич был любознательным ребенком, который хотел узнать много нового, хотел собственными глазами увидеть красоту природы. Однако родительская забота была слишком слепа. Обломов постепенно стал привыкать к той тихой, спокойной и размеренной жизни, которая царствовала в Обломовке. Главный герой становится апатичным и ничем не интересующимся в жизни человеком. Хорошо покушать и отдохнуть на диване – эти цели становятся главными в жизни Ильи Ильича. Подробно описывая жизнь Обломова в детстве, И. А. Гончаров подчеркивает, что поведение человека в зрелом возрасте – это следствие его образа жизни в детстве, следствие его воспитания.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Многие отечественные писатели указывали на роль родительских наставлений в жизни человека. Об этом писал Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Автор демонстрирует, как происходит становление личности Петра Гринева. В детстве главный герой был недорослем, не желающим получать какие-либо знания. Петруша знал, что его отец, живущий по военным принципам, отправит его на службу. Однако Гринев мечтал о службе в Петербурге, так как именно там можно было бы продолжить свою веселую, беззаботную и даже разгульную жизнь. Но отец Петра хотел, чтобы его сын жил в соответствии с принципами чести и достоинства, поэтому решил отправить его служить в Оренбург. Перед отъездом Гринева отец дает ему наставление: «Береги честь смолоду». Именно это становится основным жизненным принципом Петра Гринева. А.С. Пушкин показывает, как из беззаботного недоросля, мечтающего о разгульной жизни, Петр превращается в настоящего мужчину, который готов бороться за собственные принципы, готов бороться за любовь и собственное счастье. Отцовское наставление повлияло на мировоззрение Гринева. Главный герой стал относиться к собственной жизни более ответственно. А.С. Пушкин указал на то, что семья оказывает огромное влияние на взросление человека.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Отцовское наставление является основополагающим и в судьбе другого персонажа. Молчалин из комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» с самого детства живет по принципу собственного отца – угождать всем людям. Отец Молчалина наставляет его угождать и своему хозяину, и своему начальнику, и его слуге, и швейцару, и дворнику, и даже собаке дворника. Молчалин всерьез относится к завету своего отца, поэтому он ведет себя словно раб. Молчалин привык угождать Фамусову и всем его приближенным. Это помогает герою добиваться своих корыстных целей. Про таких людей, как Молчалин, Чацкий говорит, что они «дойдут до степеней известных». Ради положения в обществе Молчалин притворяется, будто он искренне любит дочь Фамусова Софью. На лицо Молчалина надета маска. И надета эта маска его же руками. Молчалин скрывает собственное «я», так как этому учил его отец. А.С. Грибоедов показывает, насколько родительское наставление может испортить характер человека. Если бы отец Молчалина дал бы своему сыну другое наставление, герой вырос бы абсолютно другой личностью. Драматург демонстрирует роль семьи и воспитания в становлении личности человека.

А.Н. Островский «Гроза»

О том, что детство влияет на мировоззрение человека и на его дальнейшие мечты, желания и стремления, писал Александр Николаевич Островский в драме «Гроза». Главная героиня Катерина рассказывает о своем детстве. В ее семье всегда царствовали доброта и уют. Взаимная любовь – вот основа семейных отношений в родительском доме Катерины. В ее семье было принято помогать другим людям, поэтому к ним часто приходили различные странники и богомолки, которым непременно давался приют. С самого детства Катерина привыкла к свободе. Главная героиня сравнивает себя с птичкой на воле, которая жила и никогда ни о чем не тужила. Катерина вспоминает, что она делала все то, что ей хотелось, мать ее очень любила и не заставляла работать. Вместе они ходили в церковь, а затем занимались ручным трудом. У Катерины было много цветов, за которыми она ухаживала. Привыкшая к свободе и счастью Катерина мечтает о такой же жизни, находясь в браке. Однако ее мечты рушатся о реальность. Катерина понимает, что в семье ее мужа Тихона она «завяла совсем». Воспитание героини требовало от нее другой жизни, однако Катерина не смогла обрести необходимое для нее счастье, поэтому она решает кончить жизнь самоубийством.

Эрве Базен «Семья Резо»

О семейных отношениях писали и зарубежные авторы. Данная тема ярко выражается в трилогии Эрве Базена «Семья Резо». Повествование в романе «Змея в кулаке» ведется от лица мальчика Жана, которому вместе со своими братьями приходится терпеть деспотизм собственной матери. Автор особое внимание уделяет жестоким поступкам матери, которую подростки называли между собой Психиморой. Таким же ожесточенным и озлобленным на мир рос и Жан. На протяжении почти всех жизни между матерью и сыном происходит борьба, о которой более подробно рассказывается в романе «Смерть лошадки». В третьем романе «Крик совы» это противостояние ослабевает, так как ослабевает сама Психимора. Отношения между ней и Жаном налаживаются, оба принимают друг друга такими, какие они есть на самом деле. Однако то, что жестокое отношение матери к Жану в детстве повлияло на его мировоззрение и на судьбу в целом, не отрицается, а подчеркивается.

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

О становлении человеческой личности писал Дэниел Киз. В своем романе «Цветы для Элджернона» писатель продемонстрировал судьбу умственно отсталого человека. Чарли Гордону уже тридцать три года, но он не умеет ни читать, ни писать, ни точно выражать свои мысли. Над ним все шутят и смеются, но у него нет способности понять этого. Чарли думает о том, что все люди, которые смеются над ним, – его друзья. Только после операции, позволяющей Чарли стать почти гением, главный герой понимает, насколько он ошибался в людях. Теперь он может вспоминать все то, что было с ним. Картины прошлого стоят перед его глазами, он думает о поступках своих родителей. Мать Чарли долго не могла признать факт того, что ее сын – умственно отсталый. Она долго боролась за его здоровье, однако после рождения еще одного ребенка она принимает решение отправить Чарли в специальное учреждение для умственно отсталых людей. Решение матери влияет на жизнь Чарли Гордона. Он это понимает только тогда, когда становится способным брать на себя ответственность за собственную жизнь. Главный герой вспоминает, как всю жизнь стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него. Д. Киз показал жестокое отношение к человеку с отклонениями. Фактически главный герой романа «Цветы для Элджернона» никогда не испытывал настоящей любви.

Вывод

Таким образом, семья оказывает огромное влияние на ребенка. Именно близкие люди с самого детства вкладывают в человека определенные ценности, которые в дальнейшем становятся основополагающими в его жизни. Роль семьи в становлении личности по-настоящему огромна. Об этом писали многие великие люди, подчеркивая необходимость правильного воспитания собственных детей.