Аргументы к ЕГЭ на тему «Учитель»


Введение

В современном обществе огромную роль играют учителя. Немногие задумываются о том, что учителя не просто дают знания в определенной области науки, но и воспитывают учеников, преподают им нравственные уроки, влияющие на дальнейшую судьбу. Мировоззрение школьников часто зависит от тех моральных установок, которые они получили от учителя.

Русские и зарубежные писатели часто отмечали в своих произведениях роль учителей в жизни человека. Положительное или негативное влияние педагогов всегда оказывало воздействие на жизнь школьников.

В.Г. Распутин «Уроки французского»

Самым известным произведением, посвященным образу учителя, является рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Поступок учительницы оценивается неоднозначно. Когда Лидия Михайловна узнает, что повествователь играет с другими учениками на деньги, она не рассказывает это директору, подвергая тем самым себя опасности. Чтобы помочь мальчику, у которого были трудности в материальном положении, Лидия Михайловна решает сыграть с ним в замеряшки. Это заметил директор школы, который уволил учительницу.

С одной стороны, Лидия Михайловна совершила педагогическое преступление, за которое она должна была понести наказание, с другой стороны, все не так просто, как кажется. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, – тот самый мальчик. Он выражает свое отношение к учительнице. Для него Лидия Михайловна стала тем человеком, который научил его урокам доброты и милосердия. Учительница французского языка смогла дать мальчику ценный урок: в любой ситуации оставаться человеком. Именно этот жизненный принцип запомнился повествователю, поэтому говорить о том, что поступок Лидии Михайловны безнравственен, нельзя. Главный герой трепетно вспоминает свою учительницу французского языка, после ее увольнения он сопереживает ей, как когда-то сопереживала ему она.

Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

Образ учителя раскрывается в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Произведение названо так, потому что учительницу Евдокию Савельевну ученики называют «безумной» из-за ее странной манеры одеваться. Многие ученики, в частности героиня Оля, не понимали свою учительницу, хотя истинные цели Евдокии Савельевны были по-настоящему чисты и благодетельны. Учительница приглашает на свои уроки и классные часы своих прошлых учеников, чтобы молодое поколение училось у них дружбе. Евдокия Савельевна не любила выделять кого-то из класса, чтобы каждый ученик ощущал свою причастность к общему делу, понимал, что он – особенный. Ученицу Олю задевает факт того, что Евдокия Савельевна не способна оценить ее творческие таланты. Однако когда девочка пропадает во время школьного похода, учительница разговаривает с отцом Оли. Здесь раскрывается позиция учительницы. Главное, по ее мнению, – не одаренность, а «талант человечности». Евдокия Савельевна никогда не была против талантливых детей, она лишь хотела, чтобы к этому таланту прилагалась еще и человечность. По ее мнению, мир держится не на талантливых одиночках, а на доброте и самоотверженности, умении слышать других. В этом эпизоде А. Алексин демонстрирует, что мнение девочки Оли и ее родителей не совпало с реальностью. Евдокия Савельевна, которую считали «безумной», была умной, заботливой и справедливой учительницей, настоящим педагогом, хотя и выглядела не современно. Понимая, что Оля поступала все это время неправильно, учительница все равно не может оставить потрясенную несчастьем девочку. Когда убитый горем отец в финале произведения обвиняет дочь в доведении матери до сумасшествия, не думая, что такое обвинение способно морально убить, вызвать вечное чувство личностной ущербности, на помощь к девочке приходит педагогический такт и великодушие «безумной» Евдокии.

А.А. Лиханов «Кресна»

Своей учительнице посвящает Альберт Александрович Лиханов повесть «Кресна». В произведении рассказывается о скромной женщине Анне Николаевне, которая посвятила всю свою жизнь служению детям. Ее можно назвать идеальной учительницей, которая смогла вырастить из своих учеников настоящих людей. Она не ограничивалась тем, что давала знания, она наставляла их на истинный путь. Анна Николаевна была настоящим источником знаний для школьников. Учительница была человеком простым, готовым «светить своим светом» для озарения других людей. Помимо этого, Анна Николаевна помогала семьям детей, даже материально. Учительница недоедала сама, как и все жители тылового города в период Великой отечественной войны, падала в голодные обмороки, но тратить на себя наградные деньги считала эгоизмом, поэтому на них покупала детям аскорбинки. Повесть названа так, потому что учительница стала крестной не только в привычном смысле слова (для тети Вари), но и для всех учеников. Дети стали для Анны Николаевны настоящей семьей. Она отдавала им все свое время, заботилась и искренне любила каждого своего ученика на протяжении 60 лет. Любовь, уважение учительницы к своим ученикам, ее способность обучать детей и воспитывать в них нравственные качества – все способствовало тому, что из детей вырастут добрые люди. Ребята навсегда запомнили доброту Анны Николаевны.

Галина Щербакова «Вам и не снилось»

Образу учительницы посвящена и повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». В ней рассказывается о первой любви старшеклассников Романа и Юльки. На своем жизненном пути им пришлось пройти различные трудности, связанные с непониманием их любви родителями, попытками ограничить их общение с помощью переезда девочки. То, что взрослые не принимали чувства своих детей, усложняло их жизнь. Одной из немногих, кто оказал моральную помощь ребятам, была учительница литературы Татьяна Николаевна Кольцова. Она показана в произведении как очень хороший человек и проницательный педагог. Учительница чувствует свою вину за то, что она рассказала матери Юли про то, что Юля и Роман схожи с Ромео и Джульеттой. В сложившемся конфликте семей больше всего переживала учительница. Хоть в центре повествования помещена история детской любви, образ Татьяны Николаевны играет большую роль в развитии сюжета. Учительница имеет свою особенную судьбу. Татьяна Николаевна, или как называет ее рассказчик – Таня, пережила профессиональную неудачу в театре, после чего ей пришлось полностью отдаться преподаванию. То, что рассказчик называет учительницу Таней, сразу приближает образ к читателю: она предстает простым человеком со своими проблемами и переживаниями. Татьяна Николаевна старалась воспитать в своих учениках чувство доброты, порядочности. Она делала своих учеников ответственными и пунктуальными людьми. Но самое главное – обладающими способностями дружить, доверять и любить. С помощью доверительных отношений с детьми учительница рассуждает с ними о вечных жизненных проблемах и ценностях. Делает она это ненавязчиво, умело подводя своих учеников к жизненным истинам. Учительница знает то, насколько для подростков важно внимание других людей. Хоть дети и имеют своеобразные характеры, учительнице удается найти со всеми общий язык. Так, в повести образ учителя показан не просто как наставник, но и как друг, трепетно относящийся к формированию детских душ.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Не во всех произведениях отечественных и зарубежных писателей образ учителя оценивается положительно. Еще Денис Иванович Фонвизин в своей знаменитой комедии «Недоросль» показал алчных и корыстных учителей. Ничего не смысля в образовании, госпожа Простакова нанимает для своего сына Митрофанушки учителей. Учитель грамматики Кутейкин, учитель французского языка и всех наук Вральман, который на самом деле являлся конюхом, на протяжении всего обучения не занимаются образованием Митрофана, однако берут деньги за обучение с его матери. Учителя показаны Д.И. Фонвизиным людьми жадными и алчными. Из всех учителей самым положительным образом является учитель арифметики Цыфиркин, который пытался чему-то научить Митрофана. Однако нежелание учиться, постоянные притеснения со стороны госпожи Простаковой мешали ему заниматься с учеником, в результате чего он отказался брать с Простаковых плату за обучение, так как Цыфиркин понимал, что за все эти годы ему не удалось ничему научить Митрофанушку.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

О роли учителя в жизни человека писал Антуан де Сент-Экзюпери. В своей сказке-притче «Маленький принц» автор продемонстрировал, какое влияние старый Лис оказал на своего ученика Маленького принца. Лис давал главному герою нравственные уроки, рассказывая ему о любви, дружбе и верности. Старый Лис научил Маленького принца основам человеческих отношений. Помимо того, что Лис стал для главного героя настоящим другом, он научил его доверять собственному сердцу, а также ценить внутренний мир человека, а не его внешность. Эти уроки Маленький принц запомнил навсегда.

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»

В центре повествования романа Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика» стоит образ учителя. Девушка, работавшая в начальной школе, смогла найти личность в каждом своем ученике. Учительница понимала, что даже самый странный и непохожий на других школьник нуждается в поддержке и заботе. Терпеливость, способность слушать и слышать, а также видеть проблемы учеников – вот основные качества Фуми Котани как педагога.

Вывод

Таким образом, учитель – это тот человек, который дает своим ученикам пример. Педагоги учат детей нравственности, любви к ближнему, способности сопереживать и сочувствовать. Именно в школе ученики в наибольшей степени знакомятся с понятиями дружбы, милосердия и доброты. Поэтому важно помнить о роли учителей в жизни каждого человека, нужно ценить этих людей, которые не только дают знания, но и учат реальной жизни.