Аргументы к итоговому сочинению по поэме Гоголя «Мёртвые души»

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — это одно из самых известных реалистичных произведений девятнадцатого века. В этом тексте поднимаются проблемы актуальные не только двести лет назад, но и в сейчас. Через призму жизни помещиков читатели анализируют причины пороков, в которых погрязли люди тогда и не избавились от них и сегодня. Поэма поможет обучающимся при написании итогового сочинения по самым разным темам.



Проблема нравственной деградации человека

К нравственной деградации человека приводят его лень, апатия, равнодушное отношение к своей жизни. Это отчетливо видно в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Так, изучая галерею помещиков, которых посещает главный герой Чичиков, мы знакомимся со Степаном Александровичем Плюшкиным. Это самый яркий представитель среди владельцев поместий, которых можно отнести к деградировавшим личностям. Герой не всегда был таким. В молодости это счастливый человек. У него была жена, трое детей, крепкое хозяйство. Автор называет его «трудолюбивым пауком». Но всё рушится в тот момент, когда умирает жена Плюшкина. Степан Александрович не получает никакой поддержки, так как старшая дочь убежала с офицером, сын проигрался в карты. Плюшкин проклинает их и не хочет ничего о них слышать. Вскоре умерла младшая дочь. Оставшись в одиночестве, герой становится очень скупым. Он собирает всё, что попадается под руку. Морит голодом своих крестьян. К тому же Плюшкин перестает ухаживать за собой.

Чичиков, увидев помещика, не сразу понимает, кто перед ним: мужик или баба. Также непонятно, в какие лохмотья он одет. Накапливая добро, Степан Александрович, становится скрягой, не похожим на человека.

Таким образом, перед нами полностью деградировавшая личность, причиной изменений которой послужили безволие, слабость, скупость и одиночество.


Проблема истинного и ложного патриотизма

Многие русские писатели на страницах произведений поднимали проблему истинного и ложного патриотизма. Одним из первых заговорил об этом Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души».

В одиннадцатой главе автор рассуждает о том, что в Росси есть люди, которые сидят себе спокойно, накапливают деньги, а потом, услышав, что кто-то посмел сказать о России горькую правду, выходят из тени и начинают рассуждать о том, что не следует затрагивать эти щекотливые темы. В качестве примера автор рассказывает о двух героях Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче. Мокий был сильным юношей, когда он чего-нибудь касался, все летело вдребезги. Обратились однажды люди с просьбой угомонить сына к его отцу Кифе Мокиевичу. Но тот сказал, что не станет этого делать, так как не хочет, чтобы об этом узнала общественность.

Таким образом, истинный патриот не скрывает горькую правду, а открыто заявляет о возникающих в стране проблемах. Ложный патриотизм заключается в трусости и нежелании говорить о том, что на самом деле происходит в России. Патриот, как правило, переживает за будущее своего народа, поэтому готов решать все возникающие вопросы, а не прятать голову в песок.

Проблема исторического развития России

Многие писатели интересовались и продолжают интересоваться проблемой исторического развития России: его прошлым, настоящим и будущем.

Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» представлял Россию в виде птицы-тройки. Это будущее нашей страны, которой уготовано процветание. Однако прошлое и настоящее не дает развиваться стране. За красивыми дворцами, роскошными садами скрывается бедность, угнетенные люди, непосильный труд. Помещики, чиновники всячески цепляются за прошлое, не хотят ничего менять. Так, такие люди как Манилов ничего не делают, лишь мечтают и считают, что всё образуется само собой. Однако их имения приходят в упадок, в скором времени им грозит разорение.

Собакевич привык много есть. Его порок — обжорство, но его крепостные работают и падают от голода.

Для Ноздрева смысл жизни сводится к пьянству и дракам, все остальное его не интересует. Он остановился и не развивается.

Плюшкин старается копить, при этом он тащит в свое жилище все подряд, нужное и ненужное.

Другая сторона — это простые русские люди, которые славятся своим трудолюбием, мастерством, усердием. Именно за ними будущее.

Таким образом, Россию ждет светлое будущее, которое будет зависеть не от тех, кто думает только о себе и своих накоплениях, а от талантливых людей, способных изменить страну в лучшую сторону.

Проблема разрушающего влияния денег на нравственность людей

На нравственность людей часто огромное влияние оказывают деньги. Они разрушают всё, что было в человеке хорошего. И перед нами оказывается безнравственная, подлая личность, готовая ради своего материального обогащения готова поступиться совестью, добротой и другими человеческими качествами.

Одним из ярких примеров является Павел Иванович Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». На характер героя большой отпечаток наложило воспитание. С детства отец внушал ему, что важно беречь каждую копеечку и угождать начальству. Поступив в училище, Павлуша свято выполнял этот завет. Ни о чести, ни о долге, ни о человеческом достоинстве ничего сказано не было. Вскоре Чичиков понял, что добродетельность только мешает ему добиваться цели. А главной целью его жизни стало обогащение. Герой придумал интересную схему, с помощью которой он скупал души мертвых крестьян у помещиков, а потом получал за них деньги у государства. Чтобы заполучить желаемое, Чичиков объезжает помещиков. В разговоре с каждым из них он старается показаться таким, каким желает его видеть хозяин. Павел Иванович готов услуживать, пить, есть и вести себя так, чтобы понравиться очередному помещику. Жажда наживы толкает на ложь и притворство.

Более страшная степень потери нравственности у Степана Плюшкина. Это самый последний помещик, к которому приезжает Чичиков. Здесь мы наблюдаем, как может измениться человек, когда думает только о накоплении. Чтобы не давать деньги родным, он просто избегает с ними общения. Его крестьяне умирают с голоду, а сам он ходит в обносках, ест у своих же крестьян, но не разрешает брать ни одного зернышка из нескольких тонн, которые гниют под дождем.

Таким образом, деньги разрушают душу человека, делая её корыстной и подлой.


Проблема чести и совести

Честь и совесть — понятия, которые неотделимы друг друга. Часто среди людей мы видим тех, кто не обладает ни тем, ни другим. Ради своих низменных целей они совершают ужасные поступки, которым нет оправдания.

Так, главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков с детства считал, что совесть мешает ему на пути обогащения, поэтому благополучно избавился от нее. В училище он делал все возможное, чтобы показаться умным и образованным студентом, при этом друзья видели его истинную натуру. Повзрослев, он стал использовать оскорбления, обман, мошенничество на таможне, лесть. Отправившись в путешествие по России, герой начал скупать мертвые души, чтобы в дальнейшем обмануть государство и получить нечестные деньги. Однако Чичиков разоблачен. Теперь окружающие смотрят на него как на обманщика и подлеца, у которого нет ни чести, ни совести (несмотря на то, что большинство людей такие же).

Так, Павел Иванович остался в одиночестве. Он приобрел дурную славу и остался без денег. Это закономерный финал людей, которые живут нечестно.

Вывод

Таким образом, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся нравственности человека, его духовных качеств, прошлого, настоящего и будущего России.