Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
1. Введение
2. Л.Н. Толстой «Война и мир»
3. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
5. И.А. Бунин «Чистый понедельник»
6. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
7. М.А. Шолохов «Судьба человека»
8. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
9. Н.В. Гоголь «Мертвые души»
10. М. Горький «На дне»
11. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
12. Дж. Р.Р. Толкин «Властелин Колец»
13. М. Зусак «Книжный вор»
14. Вывод
Введение
Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Под дорогой также можно понимать путь творческих поисков, путь научных исследований, путь развития государства и общества.
Мотив дороги нашел отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов. Нередко тот физический путь, который проделывал герой, подчеркивает изменения, произошедшие в нем самом.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Одним из любимых персонажей Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является Андрей Болконский. Обращаясь к нему, Кутузов дал следующую характеристику его судьбы: «Твоя дорога – это дорога чести».
В романе-эпопее особое внимание уделяется описанию жизненного пути князя Андрея. Вначале он появляется в виде представителя светского общества, однако Андрей Болконский выражает недовольство образом жизни, который он был вынужден вести из-за своего происхождения и общественного положения. Отказавшись от ненавистного светского образа жизни, князь Андрей отправился участвовать в войне 1805-1807 гг., где он совершил подвиг под Аустерлицем: не побоявшись врага, герой поднимает упавшее знамя и ведет русских солдат в бой. В романе-эпопее показано, что Андрей Болконский несколько раз разочаровывается в службе, однако в итоге он все равно приходит к желанию служить Родине и всему русскому народу. И если в войне 1805-1807 гг. князем Андреем движет стремление найти «свой Тулон» и восхищение Наполеоном, то в войне 1812 года героем движет искреннее желание защитить Родину, помочь ей. Андрей Болконский погибает после получения ранения во время Бородинского сражения, что показывает самопожертвование персонажа ради блага Отечества.
Л.Н. Толстой показывает, что князь Андрей на протяжении всей своей жизни находился в постоянном поиске собственного «я». Он много раз разочаровывался в том, что он делал, однако он всегда с честью и достоинством продолжал свой жизненный путь, предпринимая многочисленные попытки найти правильную дорогу. Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни. Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это «дорога чести».
Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле этого слова можно считать нахождение смысла собственного существования.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер. Центральный персонаж Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.
Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение внутреннее. Центральный персонаж не остается на одном месте долго, он постоянно находится в движении. Это в свою очередь подчеркивает существующий внутренний конфликт. Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его внутренних изменений. Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова. Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному. И.С. Тургенев демонстрирует внутренние изменения Базарова, несмотря на то что тот старался отрицать их и подавлять в себе. Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения – неотъемлемая часть жизни человека и что им не нужно противиться.
На своем жизненном пути Евгению Базарову пришлось столкнуться с препятствием, поскольку зародившиеся и развивающиеся любовные чувства к Анне Одинцовой заставляли его задуматься о том, что его нигилизм несостоятелен, что его мировоззрение столкнулось с реальной действительностью, при этом проиграв. И.С. Тургенев показывает, что с помощью нигилизма, отрицая все общепринятые нормы, такие как любовь, искусство, природа, Базаров долгое время пытается защититься от реальной действительности. Нигилист Базаров на протяжении всего повествования находится в дороге, однако он сам не знает, куда он направляется и какую цель он стремится достичь. В итоге Базаров встречает смерть, что вновь подчеркивает несостоятельность нигилистической теории, противоречащей всей сущности жизни. Важно, что Евгений Базаров встречает смерть в родительском доме, по сути завершая свой жизненный путь там, где он его и начал. И.С. Тургенев показывает, что тот период жизни, когда главный герой в результате приобретенного нигилистического воззрения «ломал себя», искореняя все то, что было заложено в нем домашним воспитанием, был не оправдан, что в конце жизни он все равно вернулся к прошлому.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как главный герой Петр Гринев вместе со слугой Савельичем покидает родимый дом и отправляется на службу в Белогорскую крепость. Смена места действия помогает увидеть произошедшие внутри Петра Гринева изменения.
По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.
Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев начал вести себя как благородный человек. Из гоняющего голубей и не стремившегося к получению знаний типичного недоросля, которым он был до шестнадцатилетнего возраста, центральный персонаж превращается в человека чести и достоинства, руководящегося данным отцом наказом «Береги платье снову, а честь смолоду». Поведение Петра Гринева во время крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева нельзя назвать поведением типичного разбалованного недоросля, он демонстрирует лучшие качества дворянства.
А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев чувствует ответственность за собственную жизнь. Оказавшись в центре кровопролитных действий в стране, которые требовали решения относительно того, на чьей стороне находиться, главный герой сразу же определяет свой путь: он остается на стороне государства. Рискуя быть казненным пугачевцами, Петр Гринев решает быть верным самому себе и своему пути до самого конца. В отличие от многих дворян, которые перешли на сторону Емельяна Пугачева, Петр Гринев отказался от предложения самого предводителя восстания послужить ему «верою и правдою». Петра Гринева не интересовало обещание самозванца пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». Отказываясь присягать предводителю восстания крестьян, главный герой рискует собственной жизнью, однако он не готов идти против самого себя: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».
Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.
И.А. Бунин «Чистый понедельник»
Чтобы продемонстрировать произошедшие внутри главной героини рассказа «Чистый понедельник» изменения, И.А. Бунин использует описание Москвы с разных сторон. Сначала автор показывает, что Она и Он ведут типичный светский образ жизни: посещение одного из ресторанов, посещение концерта или театра, повторное посещение ресторана – это обычный распорядок дня главный героев. Однако в день прощеного воскресения Она физически или мысленно проводит своего спутника совершенно по другим местам: Новодевичий монастырь, Ордынка, Охотный ряд, Марфо-Мариинская обитель, Рогожское кладбище, Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь и др. Главная героиня признается в том, что ей надоело «таскаться» по ресторанам и различным светским мероприятиям. Противопоставляя разгульную Москву Москве духовной, И.А. Бунин демонстрирует отказ главной героини от светского образа жизни и переход к религии.
Постоянное самокопание, поиск смысла собственного существования, вечный разговор с самой собой, тщательное обдумывание решения заставляют главную героиню отказаться от той жизни, к которой она привыкла, но которая не вызывала у нее чувств удовлетворения и радости. Будучи богатой девушкой, дочерью «просвещенного человека знатного купеческого рода», Она понимает, что светский образ жизни не способен принести ей истинного счастья. Она ощущает чуждость тому обществу, в котором ей приходилось находиться. Главная героиня больше не хотела находиться в дисгармонии с собственным «я», Она решила отдаться тому, что могло принести ей удовлетворение от жизни. Героиня уходит в монастырь на послушание, а затем на постриг. Спустя два года Он видит бывшую возлюбленную в Марфо-Мариинской обители, где Она чувствовала себя прекрасно, ощущая внутреннюю гармонию, которой ей не хватало раньше.
И.А. Бунин демонстрирует, как главная героиня в один момент меняет свой образ жизни, больше не желая идти по тому пути, который был ей дан происхождением и общественным положением; Она решила идти по тому жизненному пути, который она выбрала самостоятельно, ни от кого не завися, даже от главного героиня, с которым ее связывала «странная любовь». Рассказ «Чистый понедельник» заставляет задуматься о необходимости поиска собственного жизненного пути, даже если он противоположен всему, что есть у человека на данный момент.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» демонстрируются «путешествия» центрального персонажа Мцыри. Автор показывает, что долгое время Мцыри, который родился в ауле и прожил 6 лет среди вольнолюбивых горцев, провел в монастыре, где его жизнь кардинально поменялась. Спокойная монастырская жизнь не приносила Мцыри никакого удовольствия и счастья, поскольку она противоречила всей сущности героя, монастырь был противен ему, Мцыри называет его тюрьмой, а самого себя – «в тюрьме воспитанным цветком». Мечтая получить и внешнюю, и внутреннюю свободу, стремясь к различным приключениям, Мцыри решается на побег, чтобы оказаться в «чудном мире тревог и битв», чтобы «взглянуть на дальние поля, // узнать, прекрасна ли земля, // узнать, для воли иль тюрьмы // на этот свет родимся мы». Мцыри хотел найти дорогу на свою родину, которую он горячо любил и о которой он ни на день не забывал, живя в монастыре.
М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что жизнь главного героя существенно меняется: монастырская несвобода сменилась возможностью гулять там, где ему хотелось, встречаться с различными опасностями и препятствиями, которых ему так не хватало. Испытания, с которыми сталкивается Мцыри, не ломают его, наоборот, они закаляют его характер, связывают его с природой и дают ту свободу, о которой он долгое время мог только мечтать. Несмотря на то что Мцыри оказался на воле на короткий промежуток времени, это свобода в связи с природой и приключениями многое дала главному герою: эти немногочисленные дни принесли ему истинное счастье. Кратковременная воля для Мцыри оказывается намного важнее, чем долгие годы жизни в ненавистном монастыре-тюрьме. Поэма М.Ю. Лермонтова заставляет задуматься о том, что самостоятельно выбранный жизненный путь, хоть он будет и коротким, приносит человеку намного больше счастья, чем длинный жизненный путь, который при этом не был выбран самим человеком. Ради того чтобы идти по собственному пути, Мцыри рискует собственной жизнью. Несмотря на трагичный финал поэмы, находящегося при смерти Мцыри, вновь оказавшегося в стенах монастыря, можно назвать победителем, поскольку он добился свободы и обрел счастье хотя бы на небольшое время. Центральный персонаж лермонтовского «Мцыри» является примером свободолюбия и борьбы за возможность жить, независимо от окружающих людей и внешних обстоятельств.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показано, что рассказчик во время отдыха на дороге знакомится с Андреем Соколовым, который вместе с мальчиком Ванюшкой куда-то держат путь. Уже в начале повествования наблюдается мотив дороги.
Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Уже в юном возрасте ему пришлось столкнуться с жизненными трудностями: в голодный 1922 год умерли отец, мать и сестра. После того как Андрей Соколов встретил свою будущую жену Ирину и у них родились дети Анатолий, Настенька и Олюшка, главный герой обрел счастье. Однако оно оборвалось, когда началась Великая Отечественная война, разделившая его от любимой семьи. Одним из главных военных испытаний, с которым пришлось столкнуться Андрею Соколову, был плен у немцев, где однажды он был очень близок к смерти. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог, мысли о ком мотивировали его бороться за собственное существование: жена Ирина и дочери погибли из-за того, что на дом была сброшена бомба, а сын Анатолий, который тоже принимал участие в войне, был убит прямо в День Победы.
Рассказ имеет название «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» неслучайно. Автору было важно показать, что произошедшие в жизни главного героя события не были исключением, что с такими трудностями и несчастьями сталкивались все люди, жизнь которых была изменена войной. Образ Андрея Соколова можно назвать собирательным, его судьба – это судьба всего советского народа.
М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь, которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека. О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.
Таким образом, в рассказе М.А. Шолохова, в котором наблюдается мотив дороги, уделяется внимание описанию жизненного пути Андрея Соколова, символизирующего жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Завязкой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является возращение центрального персонажа Александра Чацкого из-за границы в Москву. За рубежом Чацкий получил хорошее образование, там он увидел, как можно жить по-другому, поняв, что Россия отстает в развитии, что она нуждается в том, чтобы повести ее вперед. 3 года «странствий по свету» оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя.
Именно за границей происходят изменения внутри Александра Чацкого. Это видно благодаря произошедшим изменениям внутри взаимоотношений Чацкого и Софьи Фамусовой. Если раньше главный герой, воспитывавшийся в доме Фамусовых, был близок с Софьей, то после возвращения на Родину он не смог найти с ней общий язык, она была отдалена от него и никак не хотела сближения. Софья продолжала воспитываться и жить в соответствии с принципами так называемого «фамусовского общества», в то время как Чацкий полностью сепарировался от него, получив возможность увидеть его порочность. Вполне вероятно, если бы Чацкий не отправился за границу, он бы остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем «фамусовского общества». Путешествия в зарубежные страны развили ум и характер Чацкого. Он хотел заниматься не только саморазвитием, но и развитием всей России, которая требовала изменений.
Жизненные принципы центрального персонажа грибоедовской комедии «Горе от ума» демонстрируются в форме противопоставлений представлениям «века минувшего» о жизни. Чацкий утверждает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Видя, как подобные Молчалину люди занимают высокое положение в обществе («А впрочем, он дойдет до степеней известных, // Ведь нынче любят бессловесных»; «Молчалины блаженствуют на свете»), Чацкий приходит к выводу: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Главный герой обличает пороки глупых и ограниченных людей с целью прогрессивного развития России, однако никто не понимает мотивов Чацкого, его считают сначала «опасным человеком» и революционером, а затем и вовсе сумасшедшим, что говорит о том, что жизненный путь главного героя грибоедовской комедии наполнен различными трудностями и испытаниями. Финальные фразы Чацкого («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. // Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, // Где оскорбленному есть чувству уголок!.. // Карету мне, карету!») указывают на то, что Чацкому так и не удалось найти общий язык с «веком минувшим».
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Образ дороги, имеющий довольно символический смысл, занимает в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» важное место.
С образом дороги связано все повествование, поскольку главный герой Чичиков на протяжении всего повествования находится в пути, то посещая помещиков, то заезжая в губернский город NN. Дорога становится тем, что помогает центральному персонажу в покупке «мертвых» крестьянских душ. К некоторым помещикам Чичиков едет целенаправленно, к кому-то попадает совершенно случайно, однако в любых ситуациях ему удается «выйти сухим из воды», либо приобретя души умерших крестьян, либо уехав без особых приключений. Дорога, символизирующая весь жизненный путь Чичикова, который, несмотря на различные трудности, проблемы и неожиданности, в целом добивается своих целей, демонстрирует, что Чичиков обладал способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
Мотив дороги важен в поэме не только для раскрытия образа центрального персонажа, но и для демонстрации порочности помещичьей и чиновничьей среды. Повествование «Мертвых душ» построено так, что Чичиков перемещается от «беспочвенного мечтателя» Манилова до Плюшкина, который являлся «прорехой на человечестве». Сюжетные особенности, с помощью которых демонстрируется нравственная деградация, помогают выразить мысль, которая важна для всего повествования: «мертвыми» являются не столько души умерших крестьян, которых хочет купить Чичиков, сколько души помещиков и чиновников, которые живы лишь физически. Н.В. Гоголь демонстрирует путь, по которому идет Россия: это путь «омертвления» души, когда люди самостоятельно обрекают себя на бесцельное существование.
Важен символизирующий всю Россию образ «птицы-тройки», наблюдаемый в лирических отступлениях. Автор выражает мысль о неизвестности пути России: она, как и «птица-тройка», «несется» в неизвестном направлении, а ее будущее неизвестно. Однако в финале первого тома поэмы вновь появившийся образ «птицы-тройки» трактуется автором уже по-другому. Н.В. Гоголь выражает мысль о возможности возрождения России, он выражает надежду на то, что Россия встанет на истинный путь и пойдет к лучшему будущему, чему должны были быть посвящены второй и третий тома «Мертвых душ».
Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.
М. Горький «На дне»
В пьесе М. Горького «На дне» особое внимание уделяется жителям ночлежки, которые оказались на «дне жизни». Автор приводит читателя к мысли о том, что такой образ жизни герои ведут не столько из-за внешних обстоятельств, сколько из-за собственного нежелания менять свое существование.
Сатин, Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб и Татарин идут по пути пьяниц, убийц, воров, картежников, шулеров, безработных людей, женщин с несчастными судьбами. Актер лишился сценической должности из-за своего алкоголизма, Насте для обеспечения своего существования приходится быть девушкой «легкого поведения». Через образ умирающей Анны автор демонстрирует реальные судьбы женщин, которым приходилось на своем жизненном пути сталкиваться с различными трудностями. Большинство ночлежников – любители выпить и нелюбители работать, в особенности – обеспечивать себя честным трудом. Многих жителей ночлежки характеризует бездействие, которое в свою очередь тесно связано с жизненным путем человека.
М. Горький показывает, что жители костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались. Они ничего не делают для того, чтобы вырваться со «дна» жизни. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью, но есть и те, которые раньше жили весьма неплохой жизнью, однако даже они не хотят ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Ни один из людей «дна» не встает на путь изменений, хотя у некоторых из них и были мысли и мечты об этом. Актер мечтает о том, как он окажется в лечебнице для зависимых от алкоголя, но толком ничего не делает для того, чтобы действительно изменить свою жизнь к лучшему. Он думает о дороге, но не начинает свой путь и вовсе лишает себя возможности изменить жизнь, совершая самоубийство. Васька Пепел, отец которого основную часть своей жизни провел в тюрьмах, был уверен, что его ждет тот же путь. Даже Клещ, который стремился выбраться из ночлежки, продает свои инструменты и мирится со своим нищенским положением, поняв, что окружающие его люди, к которым до этого он относился с презрением, являются такими же людьми, как и он. Жизненные пути героев горьковской пьесы по-настоящему трагичны, однако во многом они сами виноваты в этом, поскольку они не предприняли реальных попыток по изменению жизни к лучшему, считая, что все эти попытки будут тщетными.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показано, что центральный персонаж Евгений Онегин находится в движении. В начале повествования он, ведя жизнь типичного представителя светского общества, находится в Петербурге. Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит тогда, когда он «летит в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. После смерти дяди Евгений Онегин остается в деревне, в доставшемся ему в наследство имении. Там он общается с Владимиром Ленским, посещает имение Лариных, где он знакомится с Татьяной Лариной. После дуэли с Ленским Евгений Онегин отправляется «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам». После путешествия Онегин приезжает в Петербург, где он встречает Татьяну Ларину, которая в свою очередь проделала следующий путь: деревня – Москва – Петербург. Как видим, в романе в стихах А.С. Пушкина наблюдается мотив дороги.
Данный мотив помогает в раскрытии внутреннего мира Евгения Онегина. Жизнь главного героя в Петербурге связана с его праздным образом жизни. Поездка в деревню связана с желанием Евгения Онегина отказаться от прошлого образа жизни и найти себя в деревенском существовании. Строки «Им овладело беспокойство, // Охота к перемене мест // (Весьма мучительное свойство, // Немногих добровольных крест)» подчеркивают несчастное состояние Евгения Онегина и демонстрируют, что «перемена мест» – это попытка найти счастье. Однако и жизнь в деревне быстро наскучила центральному персонажу. Путешествие Евгения Онегина после дуэли с Ленским, его «странствия без цели» – еще одна попытка найти собственное предназначение. Вероятно, он хотел сбежать от той жизни, которая осталась у него после трагического результата дуэли, лишившей жизни Ленского. Путешествие, в которое отправляется Евгений Онегин, не является признаком романтической поэмы, автору реалистического романа в стихах важно было не описать места, которые посетил главный герой, а показать причины, по которым он отправился в путешествие.
А.С. Пушкин через смену местоположений показывает, что Евгений Онегин пытается найти собственное «я», постоянно сомневаясь в себе и во всем окружающем мире. Мотив дороги помогает подчеркнуть конфликт центрального персонажа с самим собой, движение становится символичным отражением внутренних изменений Евгения Онегина. Физическое движение героя становится символом внутреннего движения.
Дж. Р.Р. Толкин «Властелин Колец»
Роман-эпопею Дж. Р.Р. Толкина «Властелин Колец» можно назвать романом-путешествием, поскольку Хранители Кольца (Фродо, Сэм, Гэндальф, Арагорн, Леголас, Боромир, Гимли, Мерри и Пин) совершают путешествие. Однако это не путешествие, которое совершают друзья ради развлечения и удовольствия, это путешествие, от которого зависит судьба всего Средиземья. Героям нужно было уничтожить Кольцо Всевластия.
Важно то, что все вместе девять Хранителей Кольца преодолевают лишь малую часть пути. У каждого из Хранителей Кольца собственный путь, каждому из них выпадают свои испытания, препятствия и искушения. Важны в повествовании слова одной из героинь: «А быть может, каждый из вас уже начал – не заметив этого – тот единственный путь, который предназначен ему судьбой». В романе-эпопее выражается мысль о том, что жизненный путь предназначен судьбой. Однако сюжетные линии демонстрируют, что ничего в мире не предопределено до конца, что в жизни всегда есть право выбора. Каждый герой самостоятельно, делая собственный выбор, решает свою участь. Об этом говорит то, что Фродо большое количество раз преодолевает искушения Кольцом, в то время как Боромир, подавшись искушению Кольца, в итоге погибает.
Поиск Роковой горы, в которой можно уничтожить Кольцо, ложится на плечи хоббитов Фродо и Сэма. Фродо постоянно сталкивается с искушениями Кольцом, поскольку именно он является его владельцем. С его образом связан мотив крестного пути: несение, страдание, уничтожение греха. Сэм, пообещавший сопровождать Фродо, не может не исполнить свое обещание. Он утверждает: «Я знаю, что дорога перед нами длинная и ведет она во тьму, но я не могу повернуть назад. <…> Мне надо пройти этот путь до конца – понимаете?».
Пути остальных семи Хранителей Кольца также важны для дальнейшей судьбы всего Средиземья, для всеобщего мира и свободы, поскольку от них зависит объединение народов для борьбы с общим врагом. Большинство Хранителей Кольца совершают необходимые для уничтожения Кольца и победы над врагом действия, которые действительно приводят к всеобщей победе.
М. Зусак «Книжный вор»
Одним из главных героев романа М. Зусака «Книжный вор» является Ганс Хуберман, приемный отец Лизель Мемингер.
Во время зарождения и развития нацистских убеждений Ганс Хуберман осознанно отказывался от вступления в партию. В романе говорится о том, что Ганс Хуберман входил в 10 процентов людей, которые не выказывали решительной поддержки деятельности Адольфа Гитлера. Работающий маляром Ганс Хуберман, несмотря на гонения по отношению к евреям, продолжал красить их дома, выражая тем самым поддержку. Такие поступки были настоящим риском свободой и даже собственной жизнью, поскольку гонениям подвергались не только евреи, но и поддерживающие их немцы. Решение спрятать в собственном доме сына своего покойного друга Макса Ванденбурга, который был евреем, было риском не только для него самого, но и для жены Розы Хуберман и приемной дочери Лизель Мемингер. Когда мимо города Молькинга, в котором жила семья Хуберманов, проходила колонна евреев, Ганс Хуберман не сдержался и дал одному из военнопленных кусок хлеба, однако даже то, что из-за этого его отправили на войну, не ожесточило героя и не заставило его отказаться от добра и перейти на сторону фашистов. Никогда Ганс Хуберман не жалел о тех добрых поступках, которые он совершал по отношению к евреям.
М. Зусак показывает, насколько верен был Ганс Хуберман собственным убеждениям. Он не мог негативно относиться к таким же людям, как и он сам. Даже развивающийся в то время нацизм не стал причиной, по которой Ганс Хуберман предал собственное «я». Он готов был рисковать всем, что у него есть, даже собственной жизнью, ради того, чтобы не быть жестоким человеком, решившим, что он имеет право распоряжаться судьбами и жизнями других людей. Ганс Хуберман даже ссорился со своим сыном, который поддерживал новые порядки в Германии. Ганс Хуберман шел по собственному пути, который кардинально отличался от жизненных путей большинства немцев, которые либо осознанно поддерживали мировоззрение Гитлера, либо вступали в партию из-за боязни лишиться жизни и всего, что у них было. Когда Ганс Хуберман тоже подал заявку на вступление в партию, чтобы не доставлять проблем своей семье, он почти сразу отказался от вступления в партию, так как не хотел быть частью царствующей жестокости. Автор показывает, что Ганс Хуберман защищал свободу собственных убеждений до конца своей жизни, несмотря ни на что.
Вывод
Таким образом, во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Образ дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полноценном смысле этого слова.