Аргументы к ЕГЭ по направлению «Доброта и жестокость»


Введение

Вряд ли можно найти писателя, который не писал о таких вечных категориях, как доброта и жестокость. Большинство конфликтов сводится к ним. Какой бы ни была проблема, ее можно решить с позиции или доброты, или жестокости.

В произведениях герои условно разделены на позитивных и негативных, в зависимости от их моральных приоритетов. Иногда мы видим их путь нравственного перерождения. На это влияют обстоятельства или другие люди. Цель автора в этом случае показать, что любой человек может измениться, но для этого нужен толчок.

Произведения о доброте и жестокости заставляют читателя задуматься о самом главном – о том, кто он сам: гуманист или злодей.

Александр Грин «Зеленая лампа»

Рассказ Александра Грина «Зеленая лампа» - поучительная история о том, как даже жестокие намерения одного человека могут помочь другому при разумном подходе.

Действия произведения происходят в Лондоне в начале XX столетия. С ресторана выходят два богача и видят нищего, который лежит без сознания на тротуаре. Оказалось, что он долго голодал. Мужчины подымают его и отводят в трактир, где кормят. Такой поступок может показаться добрым, но нет, у одного из богачей созревает безумный план. Миллионер Стильтон к своим сорока годам уже устал от роскошной жизни и скучал. Узнав историю нищего Джон Ива, о том, что он никому, по сути, не нужен, богач решает сделать из него свою игрушку. Своему приятелю он говорит так, что игрушки из людей ему кажутся «самим сладким кушаньем».

Стильтон предлагает Джон Иву следующее: снять квартиру в центре города и каждый день с пяти до двенадцати вечера поддерживать свет лампы с зеленым абажуром. В это время ему нельзя покидать квартиру. Свет зеленой лампы якобы должен послужить сигналом для важных людей. О настоящей цели Джон Иву знать не положено. За эти услуги Стильтон будет платить нищему ежемесячно немаленькую сумму денег. Джон Ив, конечно, удивлен, что богач хочет платить ему за такую небольшую работу, но с радостью принимает условия.

План Стильтона состоял в том, чтобы доказать, что бесцельное ожидание неизвестно чего способно свести с ума любого человека. По его мнению, Джон Ив должен в скором времени спиться от безделья. Каждый вечер богач приходил, чтобы посмотреть на свет зеленой лампы и потешался с того, какой дурак Джон Ив.

Проходит восемь лет. Действия переносятся в одну из больниц для бедных. Нищий старик приходит в себя после ампутации ноги, а возле него стоит молодой врач. В нищем старике читатели узнают бывшего миллионера Стильтона, а во враче – Джона Ива. Как же так вышло? Джон Ив не спился и не сошел с ума от ожидания, потому что проводил время не бесцельно, как того ожидал богач, а с пользой – он читал книги по анатомии, а потом решил пойти учиться на врача. А вот Стильтон как раз бесцельно прожигал жизнь, наслаждаясь своей игрой. В результате один стал перспективным врачом, а другой стал банкротом.

Джон Ив узнал о настоящей цели Стильтона еще живя на той квартире, но не стал мстить, потому что решил, что, несмотря на жестокие намерения, тот сделал ему добро. Врач даже помогает старику – дает ему работу в больнице. И просит только об одном: зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице. В этом высказывании скрыта основная мораль рассказа: человек сам решает, кем стать, важно уметь освещать себе дорогу.

В рассказе Александра Грина доброта победила жестокость: добрый человек реализовал себя, а жестокий осознал свою ошибку.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе «Тихий Дон» автор рассуждает на тему того, каковы бывают причины ожесточения человека. Ведь изначально люди, по его мнению, добрые от природы. Но обстоятельства или другие люди способствуют тому, что человек становится жестоким.

Главный герой Григорий Мелехов показан в начале романа добрым мальчиком. Ему не чуждо сочувствие даже к маленьким существам. Как-то раз он косил траву и случайно задел цыпленка. Григорий не мог простить себе то, что по неосторожности сделал. Он держал в руке маленькое существо, и его сердце страдало от невыносимой вины. Разве можно назвать такого человека жестоким?

Но шли годы, герой влюбился в прекрасную казачку Аксинью. Однако их любовь не принесла им счастья. Девушка была замужем за нелюбимым человеком. И в скором времени Григорию тоже пришлось жениться на нелюбимой девушке по желанию властного отца. Юноша пытался противиться нежеланному браку, но обстоятельства вынудили его согласиться. Возможно, другой человек на его месте смирился бы и продолжал жить добронравно. Но смирение не было свойственно темпераментному Григорию. Отсутствие счастья в личной жизни приводит его к ошибочным поступкам. Вначале он изменяет жене, а потом изменяет своим принципам. Он идет на войну, где испачкает руки в крови.

Вернувшись к мирной жизни, Мелехов не может обрести спокойствие, потому что видит, какова «благодарность» государства за военные заслуги. Он видит страдания народа, за счастье которого, по его мнению, он проливал кровь врагов. К нему приходит запоздалое понимание того, что жестокостью нельзя добиться добра. Григорий был по своей сущности обычным крестьянином, любящим свою плодородную землю, а не солдатом. Пойдя на сделку со своей совестью, убегая от проблем, герой поступил опрометчиво, но уже ничего мог изменить – его семья распалась, а вина за пролитую кровь навсегда останется.

Автор показывает нам, что иногда человек становится жестоким из-за обстоятельств, однако надо уметь им противостоять.

Н.В. Гоголь «Шинель»

Имя главного героя повести Гоголя «Шинель» - Акакий, что означает «не делающий зла». Автор хочет подчеркнуть эту особенность героя, поэтому и отчество у героя Акакиевич. Получается, что перед нами крайне незлобный персонаж.

Акакий Акакиевич живет в полном соответствии со своим именем – он не делает никому зла, но к нему окружающие люди часто жестоки. Из-за мягкого характера, неумения постоять за себя, над ним насмехаются коллеги. Он одинок, живет только любовью к работе. И хотя его обязанности не требуют мастерства – он переписывает документы, даже не внося изменений, но он к этому относится, как к искусству. Он красиво, с любовью, выводит каждую букву. Кому-то его существование может показаться бесцельным, но разве это причина для проявления жестокости? Но именно так и поступят по отношению к нему.

Однажды Акакий почувствовал, что сильно продрог и понял, что его шинель больше не пригодна к использованию. У него появляется цель – купить новую шинель. Он долго экономил, и вот наконец исполнил мечту. Появившись на работе в обновке, Акакий впервые почувствовал на себе одобрительные взгляды коллег. Его даже позвали на праздник. Но, когда он возвращался вечером домой, на него напали и отняли «мечту». Сначала коллеги хотели помочь герою купить новую шинель, но потом озаботились другим делом, забыв о бедняге. Акакий решился тогда на встречу с одним значительным лицом, чтобы попросить решить его проблему, но его только отругали за такую «наглость» и прогнали. Герой ослабевает из-за стресса и гибнет. Но о герое даже никто не вспоминает. И тогда в городе появляется призрак, который напоминает всем добряка Акакия Акакиевича. Вот только призрак не добрый, а жестокий. Писатель показывает, как равнодушие людей добро превращает в жестокость. Призрак выполняет миссию мстителя, отбирает шинели у богачей. Так он наказывает тех, кто остался безразличным к участи бедного чиновника Акакия.

Автор показал, что за несправедливость всегда будет наказание. И если не накажет сам пострадавший, то будет наказание от Вселенной. Последним пострадал в повести генерал, который прогнал героя, и после этого случая он изменил отношение к людям, стал даже добрее. А это значит, что уроки призрака принесли не только страх, но и пользу для других людей.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Одна из проблем в произведении Александра Пушкина «Евгений Онегин» - это проблема воспитания.

Автор показывает, что строгость, граничащая с жестокостью, – плохой метод воспитания. Насилие и агрессия в семье приводят к трагическим последствиям. Например, так произошло в семье матери Ольги и Татьяны.

До замужества Полина вела светский способ жизни: часто бывала на балах, приемах. На одном из них она встретила прекрасного офицера и влюбилась бесповоротно. Но семья девушки была против, так как уже выбрала для нее другого жениха, более перспективного. Это был Дмитрий Ларин, замкнутый уездный помещик. Ему очень приглянулась красивая Полина, и он решил на ней жениться.

Так молодая кокетка оказалась в глухой деревне. Она долго не могла смириться со своей участью: рыдала и кричала. Даже хотела вначале развестись с мужем, но потом оставила эту затею, перенеся свою злость на крестьян. Она часто била подневольных людей, выплескивая так свою озлобленность, и даже иногда доставалось от нее и мужу. Вся власть сосредоточилась в ее руках, потому что Дмитрий был слишком «добрым малым». Приведя на свет двух очаровательных девочек, Полина так и не смогла дать им материнской ласки. Она не была к ним злой, но и доброй не была. Равнодушие матери очень остро чувствовала милая автору Татьяна. Она росла будто чужой в собственной семье. Потому что понимала, что их семья была построена на фальши.

Так жестокость в одной семье привела к равнодушию в другой.

Однако не всегда обстоятельства разрушают душу человека, как в случае с Полиной. В противовес этому автор показывает другую героиню, няню Татьяны. Эта женщина в жизни видела мало добра, но ее сердце не ожесточилось. Возможно, потому что она нашла смысл жизнь в своей подопечной. Она любила девочку и опекала. В ответ Татьяна тоже была привязана к ней намного больше, чем к родной матери. Поэтому, познав несчастную любовь, Татьяна ищет утешения у нянечки.

Няня, как и мать Татьяны, тоже в юности подверглась жестокости в семье. Она вышла замуж за нелюбимого человека, но смогла с этим смириться. Ей помогли в этом ее высокие нравственные качества, которые она смогла развить и в Татьяне. Няня читала ей народные сказки, формируя любовь к родине, приучала жить в гармонии с природой. Благодаря этому, девушка выросла благородным человеком. И, наверное, поэтому смогла отказать ветреному Евгению и остаться верной своему супругу.

Автор учит, что только доброта может помочь преодолеть людям их трудности.

И.А. Гончаров «Обломов»

Илья Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Его особенность в том, что он всю жизнь проводит, словно в ленивом ожидании чего-то. Иногда ему очень хочется совершить что-то важное, реальный поступок, но все сводится только к раздумьям об этом. К такой жизни его приучила еще его семья. Зажиточные помещики вели крайне ленивый образ жизни: вставали поздно, ели, потом снова отдыхали. Будучи мальчиком, Илья проявлял активность, хотел узнать мир, но среда обитания оставила свой отпечаток. И скоро он стал таким же, как все его члены семьи. Как видим, автор показывает, насколько важна роль семьи в формировании новой личности. И вред не только в жестокости или несправедливости, а и в отсутствии правильных мотиваций. Родители не были жестоки к сыну, однако они не приучили его ни к труду, ни к стремлениям к чему-то. Он вырос ленивым, хотя и добрым человеком. Во втором стоит отдать ему должное: его доброе сердце располагало к нему многих людей, как хороших, так и плохих. Его даже полюбила красавица Ольга, выбрав его из многих мужчин, потому что умела ценить настоящую доброту. Однако из-за лени Обломов так и не женится на ней. Девушка пыталась направить мужчину, дать мотивацию, но уже было поздно, его личность давно сформировалась.

Кроме Ольги, к нему очень хорошо относится друг Андрей Штольц. Для него Илья – отдушина, ведь он никогда не завидует, не пытается обмануть. Обломов – это образец человека, которому не важна корысть, он не стремится кого-то обыграть в нечестной игре. Но такая честность и открытость приводит к нему мошенников, которые стараются его обмануть. Друг всегда старался помочь Илье, разоблачал хитрецов, но один раз не успел – и Обломов обанкротился. Андрей не отвернулся от него, потому что тоже был добрым и порядочным мужчиной. Хотя и женился на его бывшей возлюбленной Ольге. Но он сделал это открыто. Андрей понимал, что Илья не сможет сделать девушку счастливой из-за своей лени. Вряд ли такой поступок можно назвать жестоким, что понял и Обломов, поэтому был искренне рад за друга.

Андрей и Ольга до конца поддерживают Илью, а когда его не стало, берут на воспитание его сына. Доброта помогла герою, как бы там ни было. Но автор показывает, что если бы его доброта сопрягалась с деятельностью, то финал был бы другим.

Роман Ивана Гончарова нас учит не просто быть добрыми, но и не лениться делать добрые дела.

Н.С. Лесков «Дурачок»

Рассказ Лескова «Дурачок» начинается с размышлений о том, кого стоит считать дураком. Согласно словарю, дурак – слабоумный человек, глупый. Вроде бы всем понятно значение этого слова, однако, бывают случаи исключительные. Рассказчик сообщает, что был у них в деревне один особенный человек по имени Панька, и все называли его дурачком, но за что, никто не мог толком и объяснить.

Панька рос без родителей, на содержании одной коровницы. Хотя «на содержании» - это сильно сказано, так как жалела она ему даже картошки, всю отдавала своим детям, а Паньке доставался только сухой хлеб да пустая водица. Но Панька никогда не жаловался ни на коровницу, ни на кого-то другого. А ведь поводов для этого у него было достаточно. Каждый в деревне пользовался его помощью в работе без стеснений. И герой помогал с радостью, ничего не требуя взамен – вот за это и считали его дураком. Потому что, будучи сами эгоистами, они не могли поверить, что умный человек может согласиться жертвовать собой ради других.

А все его «дурачество» состояло в том, что он был добрым, по-настоящему. Однажды он принимает удары розг вместо сводного брата. Он понял, что этот мальчик слишком труслив и слаб, и принял наказания сам. Но другие люди поняли это по-другому и стали смеяться над Панькой, еще раз убедившись, что только дурак мог так поступить. Был еще и такой случай: забирали юношей в солдаты из той деревни, и никто не хотел туда идти. Панька пожалел матерей, которые боялись отдавать своих сыновей, и добровольно пошел служить, ведь он, кроме Господа, никому не нужен.

Так и вышло, никто не плакал о Паньке, а только потом любопытствовали, смеются ли над ним другие солдаты. Но вышло по-другому, он покорил их своей добротой и лаской. Суровые воины смогли лучше оценить доброту героя, чем его односельчане.

После войны Панька нанялся на службу к степным татарам стеречь их коней. В то время злодействовал один вор по имени Хабибула. Но богач Хан-Джангар сумел его поймать. Но отвезти на казнь он не мог его сразу, поэтому заставил Паньку его стеречь. Хабибула смирился со своей участью, но главный герой сказал, что отпустит его, так как верит в его перерождение, ведь у него такая душа, как и у всех, нужно просто захотеть делать добро. Когда приехал Хан-Джангар, то Панька честно сказал ему, что отпустил пленника, потому что не может видеть, как страдают другие, за них готов страдать он сам. И, к удивлению татар, хан не казнил Паньку, ведь подумал, что он праведный.

Главный герой рассказа – не дурачок, а образец добродетели, которую могут оценить только разумные люди, а не глупцы, что насмехались над его хорошими поступками.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» автор показывает, что плохие поступки не всегда совершают плохие люди. Главный герой Родион Раскольников от природы добрый человек, но условия жизни, социальная несправедливость пробуждают в нем преступника.

Раскольников – бедный студент, живущий в тесной комнатке. Он часто даже голодает, от чего мысли в голове путаются. Бедность – это всегда испытание, особенно для умных образованных людей. Именно таким является Родион Раскольников. Герой анализирует действительность и понимает, что общество, в котором он живет, построено на несправедливости: богачи владеют миром, а бедняки не всегда владеют даже едой. Можно ли это изменить – вот о чем задумывается главный герой. На ум ему приходят многие «великие люди», которые ради изменений в жизни часто переходили даже кровавую черту. Раскольников начинает выстраивать свою теорию о том, что ради общего блага можно нарушить моральные законы. Но такой ли он человек? Тварь ли он дрожащая или право имеет?

Герой замышляет преступление – избавиться от старухи-процентщицы, которая, по его мнению, является вошью на теле общества. В борьбе против зла он хочет использовать жестокость. Но эту жестокость оправдывают великие цели – так думает бедный голодный студент. Он отчасти сам понимает, что его идеи могут быть плодом голодания. И сам не верит, что сможет их осуществить. Ведь герой не жестокий человек, что доказывает его сон о лошадях. Однажды ему приснилось, как кто-то загнал лошадь, и ему было жаль ее. Разве может сочувствовать жестокий человек? Да и к людям он проявляет жалость, например, он не остается равнодушен к трагической участи Мармеладова, отдает его семье свои последние деньги. Но старуха, обирающая бедняков, не вызывает в нем сострадания, поэтому он совершает преступление, сам того не ожидая. Даже после совершенного он не чувствует вину сразу, а лишь после того, как вынужденно убивает ее сестру Лизавету, которая оказалась свидетелем. Она была противоположностью своей сестры, была безвредной, и это разрушило теорию Родиона о возмездии. Родион из «борца за справедливость» превратился даже в собственных глазах в обычного злодея.

Раскольников пройдет сложный путь к раскаянию и исправлению. В этом ему поможет главная героиня, которая победит его ожесточенность своей верой и настоящей добротой.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

О жестокости детей к родителям говорит Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Речь идет не о злодеянии, а о равнодушии, которое причиняет также немало боли близким людям. Некоторые даже не осознают эту ошибку, как и главный герой романа, Базаров. Он надолго оставил своих родителей, а когда приехал к ним повидаться, то пробыл всего три дня. Родители боятся огорчить сына, и поэтому не осмеливаются его в чем-то упрекнуть, сказать что-то лишнее. А молодой мужчина будто не замечает стараний родителей. Он полностью поглощен своими проблемами. Ему не хочется даже поговорить с отцом по душам после долгой разлуки. Несмотря на равнодушие, родители навсегда сохранили любовь к сыну. К сожалению, герой так и не осознал, как был жесток к родителям. А когда его не стало, только они помнили о нем.

Есть в романе и другой пример жестокости и доброты в семье. Два брата – Николай и Павел Кирсановы.

Николай – преданный, спокойный семьянин. У него есть дети и возлюбленная Фенечка. Девушка имела простое происхождение, но это не остановило героя. Он – пример добродетельного человека, любящего семью.

Павел – антипод брата, жестокий тиран в их семье. Он укорял Николая за неправильный выбор невесты – простушки Фенечки, к которой относился презрительно. Павел игнорирует Фенечку и пытается помешать свадьбе.

Герой грубо обращается и с их гостем, Базаровым. Ему не нравится Евгений внешне. Так же он не разделяет его взгляды на жизнь – и это даже приводит к их поединку. Ведь юноша тоже не привык уступать. Евгений отрицает все общепринятые нормы, находясь под впечатлением нигилистических идей, в отличие от Павла, который был закостенелым консерватором.

Николай пытается помешать поединку брата и приятеля сына. Он не хочет конфликта, ведь это может привести к трагедии. Николай привык решать дела по-доброму, у него нет к кому-либо никакой ненависти. К Евгению он относится с пониманием, внимательно его выслушивает, и хотя вряд ли разделяет его идеи, не осуждает его. И поэтому автор вознаграждает его в романе семейным счастьем. А Павел наказан за свою жестокость. Он отправляется в изгнание, так как не смог ужиться даже с собственной семьей.

В произведении добрые герои получают вознаграждение, а жестокие получают заслуженное наказание.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Творчество Лескова – разнообразно и глубоко по своей сути и форме. В направлении «Доброта и жестокость» у него есть много замечательных произведений. О настоящей доброте, о бескорыстности идет речь в рассказе «Дурак» и совсем другим предстает перед читателем его очерк «Леди Макбет Мценского уезда».

Вначале автор показывает нам причины появления жестокости, которая погубит многих людей. Главная героиня Катерина Львовна была самой обычной женщиной, что подтверждается даже ее среднестатистической внешностью: она не была красавицей, но вполне милой. Замуж она вышла за престарелого купца не по любви, а по расчету. Вместе с ними жил отец мужа, который недолюбливал молодую хозяйку. Да и сам супруг не был к ней особенно ласков. Ее положение усугублялось тем, что она никак не могла подарить семье наследника. И хотя дело было явно не в ней, а в старом тучном муже, но обвиняли ее.

Итак, семейного счастья героиня не обрела, и занятия никакого себе придумать не сумела. Она весь день слонялась по прибранному слугами дому и скучала. А от скуки, как известно, происходит много бед.

Однажды она завела веселый разговор с молодым красивым приказчиком мужа Сергеем. Юноша был не промах, и сразу стал обхаживать хозяйку. Катерина пыталась вначале сопротивляться, но очень быстро сдалась и окунулась с головой в любовную игру с Сергеем. О ее амурных делах узнал свекор и решил их наказать. Катерина просила этого не делать вначале по-хорошему, но ничего у нее не вышло. Но отказываться от обретенного счастья женщина не хотела и отравила старика. И это было только начало ее злодеяний.

Автор не пишет о том, что Катерина раскаивается в содеянном, напротив, кажется, что она входит в азарт. Она позже избавляется и от мужа, чтобы сделать Сергея купцом. Ей кажется, что она это делает ради большой любви. Хотя возникает вопрос: любви к кому или к чему? Если бы их любовь была превыше всего, можно было попытаться просто сбежать. Но тогда у них не было бы денег. А именно их желал по-настоящему Сергей. Это становится ясно особенно после появления в доме еще одного наследника, племянника мужа. Новоявленный «хозяин» подсказывает идею Катерине, что от него надо тоже избавиться. И это самый жестокий момент в книге и самый символичный.

Когда мальчик заболел, у Катерины созревает план, как можно легко от него избавиться. Ведь можно подстроить, что он просто выпил не то лекарство. Она несколько раз заходит к нему в комнату, будто набираясь уверенности совершить зло. А мальчик говорит, как ему страшно от чего-то, его мучает предчувствие, и он предлагает Катерине почитать ей отрывки из Святого письма. Похоже на то, что героине дается знак свыше, чтобы она остановилась. Второй знак был тогда, когда при виде Феди, у нее впервые шевельнулся в животе ее ребенок. Однако женщина игнорирует все подсказки и совершает грех вместе с «горячо» любимым Сергеем.

Автор показывает нам, что на путь жесткости людей часто приводят их беды, поиск счастья. Да, главная героиня заслуживала на счастье, но не обрела его в браке, да, ей было скучно, но должны ли были за это заплатить другие люди? И если свекра и мужа можно обвинить в том, что по их вине такой стала героиня, то как быть с невинным мальчиком? Ее любовь была эгоистичной и привела ее к жестокости. В конце очерка мы видим ее, идущую по дороге каторжников. В ее жизни не осталось смысла, так как возлюбленный оказался изменщиком. Катерине мерещатся тени убитых ею людей, но даже в последний миг она не раскаивается, а бросается в воду, забрав с собой соперницу.

Автор показал нам всю бессмысленность жестокости, пустоту жизни без настоящей любви к ближнему своему.

И.С. Тургенев «Два богача»

Стихотворения в прозе – это настоящий бриллиант в творчестве Тургенева. Небольшие по объему произведения создают невероятный простор для мысли.

О настоящей доброте, альтруизме идет речь в его стихотворении в прозе «Два богача». Начинается оно с того, что лирический герой рассуждает о благодеяниях богача Ротшильда. Он хвалит богача и умиляется ему. Ротшильд занимается благотворительностью: выделяет немало денег на медицину, на образование, на призрение стариков. Но вспоминая заслуги богача, герой вспоминает еще об одной деревенской семье, которая, несмотря на нищету, взяла к себе чужого несчастного ребенка. Жена говорила мужу, что они вынуждены будут потратить на Катьку последние деньги и сами даже не смогут купить соли для похлебки. На что добрый мужик отвечает, что они поедят ее и без соли. Главное для него – это помочь тем, кто нуждается в помощи. И в этом герой видит больше щедрости, чем в пожертвованиях Ротшильда. Ведь он отдавал не последние гроши, и сам после этого не нуждался, как та деревенская семья. «Далеко Ротшильду до этого мужика» - таким выводом заканчивается произведение.

Доброта не в том, чтобы напоказ делать добрые дела, ни в чем не чувствуя ущемления, а в том, когда человек готов поделиться с другим последним кусочком хлеба.

Уильям Шекспир «Король Лир»

Самая страшная жестокость – это жестокость по отношению к родным людям. Ведь жертвой становится тот, кто сильнее любит. Уильям Шекспир задает вопрос в своей пьесе «Король Лир»: «Можно ли простить жестокость родного человека и отплатить добротой?»

В одном королевстве жили король, у которого были три дочери. Решил монарх, что пора распределять наследство. И спросил, насколько сильно любит его каждая из них. Старшая и средняя дочь высказались красноречиво, заверив отца в своей огромной любви и преданности. Король был очень доволен, несмотря на то, что слова девушек были фальшивыми. А младшая дочь не умела льстить и сказала просто, что любит она его так, как велит ей долг. Рассердился на нее монарх и прогнал из королевства.

Спустя какое-то время разделил король Лир между двумя старшими дочерьми королевство, а сама стал жить у старшей. Однако очень скоро она показала свое истинное лицо, стала грубить королю. Тогда он поехал к средней дочери, но и она старалась указать ему, в чьих руках теперь власть. Так король наконец понял, что их обещания были пустыми и пожалел, что плохо поступил с младшей дочерью Корделией, поверив в ложь старших детей.

Корделия же стала королевой Франции и жила достойно. Отец боялся у нее даже просить прощения, ведь осознавал свою вину. Но девушка оказалась настолько благородной и любящей, что смогла простить обиду. В этом и состоит настоящая доброта.

К сожалению, пьеса оканчивается трагично: вследствие войны за трон гибнут все главные герои. Но король Лир понимает, что такое настоящая любовь дочери, а не пустые слова.

Доброта не требует взамен ничего, она бескорыстна, способна прощать – вот главный мотив этой пьесы.

Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»

О возможности перерождения человека замечательно пишет Чарльз Диккенс в повести «Рождественская песнь в прозе». Главный герой получит важные моральные уроки и станет на путь добра.

Главный герой – Эбенезер Скрудж, основные черты которого – это черствость и скупость. Он живет только идеей обогащения, ему не важны даже родственные узы. Скрудж жестоко поступает с племянником, игнорируя каждый раз его попытки сблизиться.

Перед Рождеством Фред снова пригласил дядю к себе в гости, но тот отказался, назвав праздники глупой тратой денег. Он возвращается домой и вдруг случается странное – он видит призрак своего компаньона, который предупреждает его о том, к нему придут три духа Рождества.

Первый дух (прошлого Рождества) показывает герою его прошлую жизнь. Скрудж с грустью вспоминает свое одинокое детство, сожалеет о том, что в юности расстался с любимой девушкой. Уже после первой ночи волшебства герой начинает немного меняться. А читатели понимают причины того, почему он таким стал.

Второй дух (нынешнего Рождества) показывает герою, как бедно живет семья его работника Боба Крэтчита. Ему становится жалко их больного ребенка Тима. Еще ему показывает дух дом племянника, который, несмотря на жестокость Скруджа, говорит о нем хорошо и предлагает гостям выпить за его здоровье. Главный герой по-другому стал смотреть на Фреда.

Третий дух (будущего Рождества) показал незавидное будущее Скруджа, чем напугал его. И после этого герой перерождается окончательно и решает жить иначе. Он навещает Фреда, помогает Тиму.

Автор показал, что перерождение человека возможно, для этого нужен небольшой толчок и желание человека стать лучше.

Вывод

Доброта и жестокость – основные моральные категории, от которых зависит мировоззрение человека и его поступки. Направленность на добро делает человека благонравным, на жестокость - создает злодея.

Многие авторы считают, что люди не рождаются жестокими, такими их делают обстоятельства или другие люди. И каждый человек может духовно переродиться, было бы желание. Как говорит Панька из рассказа Лескова «Дурачок»: «Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет».