Аргументы к ЕГЭ по направлению «Гордость и смирение»


Введение

Понятие гордости и понятие смирения можно рассматривать неоднозначно. Каждый человек вправе понимать эти качества по-разному. Гордость может выступать и как положительное, и как отрицательное человеческое проявление характера. Когда говорится о чувстве собственного достоинства, речь идет о гордости в хорошем значении этого слова. Когда же указывается на человеческий эгоизм и чувство собственного превосходства, речь идет о гордыне. Разница между гордостью и гордыней огромна.

Понятие смирения также можно рассмотреть с нескольких позиций. Если это кротость человека, его незлобивость, то речь идет о положительной черте. Если же говорится о нежелании или неспособности бороться против несправедливостей, то это можно оценить негативно.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа – Ларра и Данко. Несмотря на то что они являются героями-антиподами, им дается общая характеристика: гордые. Однако гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.

Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.

Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исходящему из сердца-факела, Данко удалось спасти народ.

Раскрывая образы Ларры и Данко, М. Горький показывает разницу между понятиями «гордость» и «гордыня». Горделивый Ларра оказывается наказанным: теперь ему суждено существовать и искать свою смерть целую вечность. Причем старуха Изергиль, рассказывающая легенду о Ларре, подчеркивает, что Ларра был наказан именно за свою гордость. Данко же умирает как настоящий герой, который смог спасти свой народ от гибели. Такие финалы жизни персонажей позволяют выразить авторскую позицию: гордость – это положительное качество человека, основанное на уверенности в собственных действиях, а гордыня – отрицательное качество, заслуживающее истинного наказания.

«Сказание о Борисе и Глебе»

В древнем литературном памятнике ярко звучит проблема гордости и смирения. В основе сюжета лежат братоубийственные действия одного из сыновей князя Владимира – Святополка. Все произведение построено на приеме антитезы: жестокий Святополк противопоставлен милосердным Борису и Глебу.

К желанию убить всех наследников престола Святополка приводит его гордыня. Он не хочет делиться со своими братьями престолом. Святополк хочет взять власть полностью. Для этого он идет на братоубийства: умерщвляет младших сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Если бы не действия Ярослава, направленные против Святополка, он бы убил всех наследников власти. Это позволило бы Святополку править единолично, что установило бы диктатуру по всей Руси. Вся власть бы находилась в руках жестокого тирана. Автор «Сказания о Борисе и Глебе» демонстрирует, к чему могла привести всю Русь гордость одного человека.

Совершенно другими качествами обладают Борис и Глеб. Братья знают о намерениях Святополка и имеют возможности пойти против него войной. Однако поднять руку на собственного брата – это непозволительное для Бориса и Глеба действие. Братья даже не задумываются о том, чтобы наказать Святополка, который намеревается их убить. Их сердца наполнены любовью и уважением к старшему брату. Борис и Глеб выбирают путь смирения.

Когда Борис перед приходом слуг Святополка, собиравшихся убить его, рассуждает о своей судьбе, он говорит о том, что только смиренным людям дается благодать. Гордым же людям, по словам Бориса, который ссылается на учение Христа, Бог противится. С данным размышлением и связана в «Сказании о Борисе и Глебе» проблема гордости и смирения.

Автор демонстрирует судьбы Бориса и Глеба, которые выбирают смирение, и судьбу Святополка, выбравшего путь эгоизма и жестокости. Младшие братья, которые воспитывались по религиозным принципам, оказываются святыми еще при жизни. На местах их захоронения происходят различные чудеса, связанные с людскими исцелениями. Святополк же умирает в безумии и агонии, не найдя себе места для приюта. От его могилы после смерти исходит жуткий смрад, который напоминает всем людям, что делает с человеком гордость.

Размышления Бориса оказались верными: смиренным Борису и Глебу Бог дал благодать, ведь они были причислены к лику святых, а горделивый Святополк получил от Бога противление.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Гордость и смирение – одна из проблем, которые поднимаются А.С. Пушкиным в романе «Дубровский». С этой темой связаны все основные персонажи произведения.

Роман начинается с конфликта между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Это давние друзья, которые раньше вместе служили, а теперь живут недалеко друг от друга.

Несмотря на свое довольно бедное положение, Андрей Гаврилович никогда не потакал Кириле Петровичу, окружающие люди удивлялись тому, что он высказывал свою точку зрения, даже если она не совпадала с мнением Троекурова. Это говорит о гордости Дубровского-старшего, что можно назвать его положительным качеством.

Однако в один день гордость Кирилы Петровича не позволила ему забыть случившийся скандал. Когда Троекуров показывает Дубровскому свою псарню, слуга Кирилы Петровича задел честь Андрея Гавриловича. Гордость Дубровского не позволила посещать дом Троекурова, холоп которого разрешает себе говорить дерзости дворянину.

Но Троекуров отказался идти со своим другом на мировую. Сделать это ему не позволяла гордыня. Он не хотел признавать свои ошибки и извиниться перед Дубровским, честь которого была оскорблена. В результате этого между Троекуровым и его бывшим другом начались судебные тяжбы, которые привели к тому, что Андрей Гаврилович потерял свое имение. Это говорит о том, что гордыня Троекурова оказалась сильнее, чем его крепкая дружба с Дубровским.

Проблема гордости и смирения тесно связана с еще одним образом в произведении – Владимиром Дубровским. Узнав о случившемся конфликте и похоронив своего отца, Владимир решает отомстить Троекурову. На это героя наталкивают гордость и задетая честь его рода. Однако вскоре Владимир Дубровский, который влюбляется в дочь Троекурова, выбирает путь смирения. Показывая, как Дубровский отказывается от своей мести, А.С. Пушкин демонстрирует внутренние изменения центрального персонажа, гордость которого сменяется смирением.

Смирением обладает и Маша Троекурова, дочь Кирилы Петровича. Она смиряется с тем, что ее выдали замуж за знакомого ее отца – князя Верейского. Имея возможность сбежать вместе с Дубровским, Маша отказывается, аргументируя это тем, что она дала клятву верности. Героиня смиряется с замужеством за нелюбимым человеком, тем самым смиряется со своей тяжелой и несчастной судьбой, которая ей была предназначена.

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В «Песни про купца Калашникова» ярко звучит тема гордости.

Кирибеевич – царский опричник, который ценит свою власть. Он уверен в том, что ему все дозволено, что он может делать все, что захочет. Именно по этой причине от стал просить у замужней девушки любви. Приближенность к власти и царю Ивану Грозному стала причиной возникновения у Кирибеевича такого качества, как гордыня.

Алена Дмитриевна не смогла мириться с поступками Кирибеевича, который опозорил ее. Честь девушки была замарана. Алена Дмитриевна не стала скрывать то, что сделал Кирибеевич, и рассказала все своему мужу – Степану Калашникову.

Поступок Алены Дмитриевны показывает, что смирение – не всегда правильное решение. Если бы она никак не отреагировала на злодеяния Кирибеевича и не рассказала бы о них мужу, ее честь и достоинство были бы запятнены.

Гордостью обладает купец Калашников, который готов на все ради того, чтобы защитить свою жену. Представитель народа не боится выйти на поединок с представителем власти, коим является Кирибеевич. В данном случае понятие гордости тесно связано с понятием чести. Калашников не может смириться с тем, что честь его жены и его семьи опозорена. Поэтому он выходит с Кирибеевичем на поединок и убивает его. Когда же Иван Грозный спрашивает у купца причину убийства его опричника, Калашников не рассказывает правду. Он готов встретить свою смерть для того, чтобы поруганная честь Алены Дмитриевны была восстановлена.

Смирение для Калашникова и его жены обозначало бы поражение, а проявление гордости стало защитой и демонстрацией своего достоинства.

М.Ю. Лермонтов показывает в «Песне» два вида гордости: для Кирибеевича это самодовольство, тщеславие и самолюбование, для Алены Дмитриевны и Степана Калашникова – самоуважение и чувство собственного достоинства.

За свою гордость Кирибеевич был наказан купцом Калашниковым. Несмотря на смерть центрального персонажа, он вернул осрамленную честь своей семье.

Проблему гордости можно также связать и с образом царя. Здесь показана гордость и вседозволенность представителя власти. Иван Грозный не смог смириться с тем, что его любимый опричник был убит. Именно поэтому герой произведения отправил купца Калашникова на казнь. Стоит отметить, что Кирибеевич был убит Калашниковым на честном поединке, однако Иван Грозный все равно казнил центрального персонажа из-за того, что тот смог пойти против власти.

А.С. Пушкин «Выстрел»

В повести А.С. Пушкина «Выстрел» поднимается проблема гордости. Главный герой Сильвио отличается своей самовлюбленностью. В годы молодости он стремился к тому, чтобы показать всем вокруг свое превосходство. Быть всегда первым – главное желание Сильвио. Поэтому когда в место, где служил главный герой, приехал граф Б***, самолюбие Сильвио было задето. Он не мог простить новому знакомому, что тот привлек к себе слишком много внимания. Сильвио презирал графа Б*** и всячески стремился задеть его. В один такой день Сильвио сказал противнику грубость, что повлекло за собой дуэль между персонажами. Это говорит о том, что граф Б*** тоже был человеком гордым. Он защищал свою честь, поэтому между ним и Сильвио был поединок.

Однако гордость графа Б*** отличается от гордости Сильвио. Его внутреннее качество можно назвать гордыней. Именно Сильвио спровоцировал дуэль, так как гордыня героя не позволяла ему занимать в обществе не первое место.

Сильвио долгое время вынашивает план мести своему противнику, гордость, эгоизм и тщеславие заслонили главному герою все прелести жизни. Месть графу Б*** стала для Сильвио настоящей мечтой.

Образ Сильвио очень противоречив. На это указывает и то, что горделивый по своей природе человек отказывается вызывать на поединок офицера, который посрамил его честь в собственном доме. Когда Сильвио и офицеры играли в карты, между ним и новоприбывшим произошел конфликт, в ходе которого в Сильвио полетел шандал, центральный персонаж просто выгнал противника из дома. Несмотря на то что все окружающие были уверены в том, что дуэли не избежать, Сильвио не реагировал на поступок молодого офицера. Рассказчик был удивлен этому, он стал относиться к Сильвио по-другому, так как считал, что он не смог защитить свою честь.

Эта ситуация говорит о том, что гордость Сильвио проявил только в конфликте с графом Б***, в ситуации с офицером он будто забыл, каков он есть на самом деле.

Когда перед Сильвио открылась возможность отомстить своему давнему противнику, он только захотел задеть самолюбие графа Б***. Только спустя 8 лет ожидания встречи граф показал неравнодушие к собственной жизни, и гордость Сильвио восторжествовала. Он доказал самому себе свое превосходство.

Но гордость Сильвио не привела его к счастливой жизни. Все 8 лет он просто существовал, постоянно размышления о своей мести. После встречи с графом Сильвио потерял смысл своей жизни. А. С. Пушкин показал, к чему может привести гордыня.

Н.С. Лесков «Левша»

В сказе Н.С. Лескова «Левша» показана судьба тульского умельца. Левша был одним из тульских мастеров, которые смогли подковать блоху. Главный герой имел огромные способности, его мастерством и талантом восхищались англичане. Однако на своей Родине его талант оказался не до конца оцененным. Левшу притесняли, не давали хороших условий для работы. Платов проявляет гнев относительно Левши и других тульских мастеров. Левша даже терпит от Платова то, что он таскает его за волосы. Главный герой не говорит ничего против действий Платова, он привык к тому, что с ним обращаются так жестоко.

Левша имел большие способности, чем он мог по-настоящему гордиться. Он имеет право на то, чтобы требовать к себе уважения. Однако он этого не делает. Левша – настоящий пример смирения.

Левша является представителем простого русского народа. Показывая смирение центрального персонажа сказа, Н.С. Лесков демонстрирует то, что русский народ привык к различным притеснениям. Автор показывает, что русский человек привык преодолевать трудности на своем пути, он мирится с ними и со своей тяжелой судьбой.

Смирение Левши тесно связано с пониманием героя своей несвободы и невозможности что-либо исправить. Левша не хотел идти против системы, потому что понимал, что у него ничего не выйдет. Герой считал себя представителем народа и, как и все, терпел все несправедливости.

Помимо темы смирения, в сказе «Левша» поднимается и проблема гордости. Таким качеством обладает Николай I. Он пытается доказать, что в его стране есть мастера, которые выполнят работу не хуже английских мастеров, которые создали блоху. Здесь поднимается тема гордости за свою страну. Николай I уверен в том, что его народ талантлив, что он может показать свое мастерство на весь мир. Это является ярким отличием между Николаем I и его братом Александром I, бывшим правителем. Александр I ценил только мастерство англичан, не признавая таланта русского народа.

Гордость Николая I связана с искренним желанием показать мастерство русского народа. И это хорошее качество государя. Однако Н. С. Лесков показывает, что гордость и горделивость – качества, между которыми тонкая грань. Действия Николая I можно связать с желанием показать собственное превосходство. Он радуется тому, что тульским мастерам удалось подковать блоху, что смогло возвысить его авторитет на международном уровне. Автор сказа демонстрирует корыстные цели и тщеславие Николая I. В его образе воедино соединены гордость и горделивость.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Проблема гордости и смирения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тесно связана с образом Татьяны Лариной.

Героиня была совершенно не похожа на свою сестру Ольгу и на других девушек того времени. Тогда девушкам было принято кокетничать, открывать свои любовные чувства перед мужчиной было признаком задетого достоинства. Татьяна же не боялась того, что ее честь будет замарана, она признается Евгению Онегину в своих чувствах. Этот поступок был для девушки не поражением, а проявлением большой силы духа. У Татьяны Лариной свое понимание гордости.

Проблема гордости связана с образом центрального персонажа. Это самолюбие и самоуверенность. На то, что Онегин обладает гордыней, указывает эпиграф всего романа А.С. Пушкина. В нем отмечается, что главный герой имеет чувства мнимого превосходства. В данном контексте гордость взаимосвязана с понятиями надменности и высокомерия.

Проблема гордости связана и с взаимоотношениями между Онегиным и Ленским. Евгений знает, что его друг искренне влюблен к Ольгу Ларину, однако надменность Онегина становится причиной того, что он вызывает Ольгу на танец, что приводит Ленского в бешенство. Он вызывает Онегина на дуэль, что подчеркивает способность Ленского бороться за честь и достоинство. Между друзьями происходит дуэль, в результате которой Ленский погибает. Финал взаимоотношений между персонажами показывает, что в дружбе нет места для гордости и надменности.

Гордость Ленского связана с желанием показать чувство собственного достоинства, с защитой чести. Гордыня же Онегина приводит к трагичным последствиям. Лишь спустя время поведение Евгения меняется, однако и здесь он не обретает счастья: испытав чувство любви к Татьяне, Онегин слышит ее отказ. Вероятно, таким образом Евгений Онегин оказывается наказанным за гордыню, надменность и эгоизм, которые сопровождали его раньше.

С образом Татьяны связана не только проблема гордости, но и проблема смирения. Девушка мирится со всем, что для нее подготовила судьба. Татьяна принимает отказ Евгения Онегина и продолжает свою жизнь. В финале произведения читатель узнает о том, что Татьяна все еще любит Онегина, однако она не может ответить ему взаимностью, потому что у нее есть муж. Смирение Татьяны проявилось в том, что она остается верна своему мужу, несмотря на то что она не чувствует к нему настоящей любви.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Гордость и смирение – одна из ярких тем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ярким примером смирения является образ Сони Мармеладовой. Ее смирение заключается в милосердии, самопожертвовании и страдании ради ближних. Жизнь других людей для Сонечки Мармеладовой важнее собственной. Она идет по желтому билету, чтобы заработать деньги для своей семьи. Девушка отдает все, что у нее есть. Она готова потратить все свои силы, чтобы материально обеспечить семью своего отца. Когда Мармеладов умирает, Соня не бросает Катерину Ивановну и ее детей, хотя фактически они не приходятся друг другу родственниками. Сонечка вновь жертвует собой, чтобы помочь близким. Ради счастья других людей она готова на многое. Это говорит о том, что девушка мирится со всеми жизненными испытаниями, с которыми ей приходится сталкиваться. Соня – религиозный человек, она не может роптать на Бога за то, что он ей посылает трудности. В этом и заключается смирение Сонечки.

Смирению героиня учит и Родиона Раскольникова. Зачатки внутренних изменений центрального персонажа связаны с его взаимоотношениями с Соней Мармеладовой. Девушка отправляется с Раскольниковым на каторгу, что вновь подчеркивает ее смирение. Там Сонечка проповедует каторжникам религиозные идеи всепрощения и смирения. Именно в этом, по мнению девушки, заключается спасение человека.

Родион Раскольников, у которого мысли о превосходстве над другими обманули его «я», приходит к выводу о том, что его теория о право имеющих была ошибкой. Раскольников самостоятельно опровергает свою теорию, что говорит о том, что гордые люди умеют признавать свои ошибки.

Гордым человеком является также Свидригайлов. Во многом он считает себя лучше остальных людей. Однако в глубине души он понимает, что его надменность и гордость не оправданы. Перед своим самоубийством Свидригайлов совершает хорошие поступки: он выплачивает долги Катерины Ивановны, помогает с ее похоронами и устраивает ее детей в приют. Помимо этого, Свидригайлов хочет помочь Дуне, чтобы она не выходила замуж за Лужина. Гордость Свидригайлова сталкивается с желанием жить честно и справедливо. Это отличает Свидригайлова от Лужина, который живет по принципам эгоизма и вседозволенности. Поступки Свидригайлова подтверждают мысль о том, что гордые люди тоже умеют просить прощения и стараться загладить свою вину.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема гордости в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассматривается с нескольких позиций. Мнимая гордость в произведении противопоставляется истинной гордости.

Петр Гринев и Алексей Швабрин оказываются перед одинаковым выбором: присягнуть Пугачеву на верность или остаться преданным Родине. Герои принимают разные решения. Петр Гринев остается верным своей стране, он не готов подчиняться самозванцу, который совершает различные беспорядки. Петр Гринев находится на грани смерти и отчетливо это понимает, однако предать Родину, перейдя на сторону Пугачева – это предать самого себя и осквернить собственное достоинство. Поэтому главный герой между жизнью с бесчестием и честной смертью выбирает второе. Гордость в данном случае является синонимом чести.

В ситуации Швабрина гордость сближается с понятиями самолюбия и тщеславия. Он переходит на сторону Пугачева не только для того, чтобы сохранить свою жизнь, но и для того, чтобы почувствовать свое превосходство над другими. Теперь ему кажется, что он может делать все, что хочется. Автором подчеркивается надменность и высокомерие Швабрина.

А.С. Пушкин показывает два вида гордости и демонстрирует то, к чему они приводят человека. Гринев и Швабрин оказываются перед выбором, который связан с подчинением или неподчинением Пугачеву. И вершителем судеб персонажей по сути является он – Емельян Пугачев. Он помогает человеку, который отказался переходить на его сторону, из-за его доброго сердца и чувства собственного достоинства. А Швабрин, который присягнул на верность Пугачеву, Пугачевым же и наказывается. Это подтверждает мысль о том, что гордость возвеличивает человека, а гордыня – способствует внутренней деградации.

Машу Миронову можно назвать смиренной девушкой. Она отказывается выходить замуж за Петра Гринева без благословения его родителей. Когда родители Гринева не дают благословения, Маша смиряется с этим. Для нее родительское благословение важнее собственных чувств. Она не бунтует и не идет против судьбы. Смирение Маши Мироновой способствует тому, что позже она обрела счастье рядом со своим возлюбленным.

Однако Машу все же нельзя назвать полностью смирившимся со своей судьбой человеком. Ради счастья рядом со своим возлюбленным героиня отправляется освобождать его от ареста. Это говорит о том, что смирение в душе Маши Мироновой слилось воедино с силой ее характера.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Центральным персонажем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является человек, который восстает против несправедливой общественной системы. Чацкий справедливо оценивает свои способности, он не считает себя лучше других, но видит свои достоинства. Сравнивая себя с фамусовским обществом, Чацкий чувствует свое превосходство. Однако это не говорит о тщеславии героя, он оценивает себя справедливо. Чацкий действительно отличается от окружающих его людей, и отличается он в лучшую сторону.

Чацкий не поддерживает желания людей всю свою жизнь превратить в погоню за высоким положением в обществе. Главный герой подчеркивает, что он рад служить, однако служба в понимании остальных людей заключается в элементарном прислуживании, а это Чацкий презирает. Гордость в хорошем смысле этого слова, свойственная центральному персонажу, не позволяет ему прислуживать кому-то, как это делают окружающие его люди.

Через отношение Чацкого к службе и с помощью раскрытия образа Молчалина А.С. Грибоедов показывает, что люди, которые привыкли прислуживать вышестоящим, не имеют чувства собственного достоинства. Они самостоятельно оскверняют свою честь. Бессловесный Молчалин готов делать все, что ему скажет Фамусов, ради своего положения в обществе герой готов пойти на обман. Молчалин лжет Софье о том, что влюблен в нее. Это говорит о том, что он является лицемерным человеком. Молчалин говорит Софье комплименты, проводит с ней свое время и признается в любви только для того, чтобы добиться успехов в карьере. Эти поступки говорят о полном отсутствии у Молчалина гордости и чести.

Об отсутствии чувства достоинства говорит и то, что представители фамусовского общества зависимы от чужого мнения. Фамусова постоянно интересует, что про него говорят другие люди и что они могут сказать, если он совершит тот или иной поступок.

А.С. Грибоедов показывает, что Фамусова и всех, кто на него похож, устраивают общественные принципы и ценности. Против лицемерия и чинопочитания выступает только Чацкий. Он высказывает свое недовольство тому, что люди живут только одним: мечтами о карьере и высоком положении в обществе. Главный герой не может мириться с реальным общественным положением, выступая против всего фамусовского общества. Бунт Чацкого показывает, что смирение – не всегда хорошо, что ради собственного будущего и будущего своей страны необходимо бороться.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

В центре романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» лежит история умственно отсталого человека, интеллект которого с помощью науки претерпевал изменения.

В начале произведения главный герой Чарли Гордон не имеет возможности пространно мыслить, запоминать свои рассуждения. Его жизнедеятельность весьма примитивна. Чарли Гордон не имеет широких представлений о мире. Все это становится причиной того, что над главным героем подшучивают и издеваются. Однако из-за своей умственной отсталости Чарли Гордон не в силах понять, что окружающие его люди смеются над ним, чтобы потешить свое самолюбие. Главный герой считает всех вокруг своими друзьями. Это состояние похоже на смирение. Несмотря на то что герой всю жизнь мечтал о том, чтобы стать умным, Чарли Гордон не имеет сил и возможности добиться этого. Поэтому он мирится с происходящим.

В ходе повествования главный герой постепенно становится умнее. Он начинает осознавать многие события прошлого. Вскоре он понимает, что является намного умнее всех тех, кто раньше считал его дураком. Чарли Гордону трудно найти с кем-то общий язык, потому что он знает, что ему будет скучно с другими людьми. Герой в разговоре со своей подругой, с которой у него были любовные отношения, признается, что он обладает гордостью. Чарли называет ее дурацкой, потому что гордость – это барьер, который не позволяет ему общаться с другими людьми наравне. Главный герой подчеркивает, что гордость появилась у него только тогда, когда он стал достаточно умным, что это сам разум создал ее.

Д. Киз в уста Чарли Гордона вложил по-настоящему интересные мысли. Гордость, а точнее гордыня человека всегда связана с осознанием человека своего превосходства. В случае Чарли Гордона это осознание было справедливым, ведь герой действительно был умнее большинства людей, даже ученых, которые занимались его интеллектом. Однако часто то, что человек считает себя лучше других, является мнимым.

После того как Чарли Гордон стал прогрессивно глупеть, он стал возвращаться в свое прежнее положение. Теперь он вновь был безвольным и не понимающим человеком. Физические и умственные способности Чарли Гордона вернули его в состояние смирения. Он опять потерял силы что-либо исправить.

Показывая изменения личности Чарли Гордона, Д. Киз показывает, что Чарли до операции и после ее неудачного завершения – добрый и смиренный человек, а Чарли во время умственного нарастания – довольно эгоистичный и горделивый человек. Понятия доброты и смирения, а также гордыни и эгоизма тесно переплетаются.

Дж. Оруэлл «1984»

В романе-антиутопии Дж. Оруэлла «1984» описывается жизнь в тоталитарном государстве.

Все люди перестали существовать как личности, они выполняют однотипные действия, не имея возможности свободно мыслить. Абсолютно за каждым человеком с помощью телеэкранов в каждом доме следит власть. Большой Брат находится повсюду. Никто не имеет права рассуждать о том, что запрещено, и делать то, что хочется конкретному человеку. Все люди в романе похожи друг на друга, они не имеют отличительных особенностей, они не имеют собственной позиции и собственного «я».

Писатель показывает, что люди привыкли к такому образу жизни, они не готовы встать против системы. Это состояние схоже со смирением. Люди в «1984» готовы мириться со всем происходящим, со всеми несправедливостями общественной жизни.

Именно к человеческому смирению стремится власть. Она понимает, что человек, который не имеет возможности думать, не сможет понять, что действия власти несправедливы и жестоки. Смиренными людьми проще управлять, ведь они не задумываются о своем существовании и не понимают, что можно жить намного лучше. Управлять безличной массой намного проще, чем управлять личностями, у которых самостоятельное мышление и мировоззрение, во многих случаях отличающееся от позиции государства.

Дж. Оруэлл показал, что смирение – это неспособность и нежелание бороться за собственную жизнь. Если рассматривать смирение с этой точки зрения, то оно является негативным качеством. В несчастьях людей в романе «1984» виновата не только тоталитарная власть, но и сами люди, которые не хотели бороться.

Главные герои романа «1984» пытались пойти против несправедливой тоталитарной системы. Уинстон Смит и Джулия не хотели мириться с тем, что они не могут делать то, что им хочется делать. Персонажи пытаются доказать хотя бы самим себе, что они имеют честь и достоинство. Однако все попытки Уинстона и Джулии приводят их к трагическим последствиям. Власть узнала об их инакомыслии и сделала все, чтобы они вновь стали теми безвольными овощами, которыми были раньше. Герои романа вновь обрели смирение, которое так выгодно было тоталитарному режиму.

Своим романом-антиутопией Дж. Оруэлл предостерегает людей, показывая, что будет, если все люди смирятся с существующим положением. Мир абсурдный и бессмысленный – вот к чему приводит рабское смирение.

Вывод

Таким образом, гордость и смирение – неоднозначные явления. Каждый человек должен иметь чувство собственного достоинства и стараться отбросить тщеславие и высокомерие. Кротость смиренных людей – положительное качество, однако мириться в этом мире нужно далеко не со всем, ибо от действий человека зависит его будущее.




Дополнительные материалы по направлению «Гордость и смирение»:

  • Примеры сочинений по направлению «Гордость и смирение»
  • Цитаты к направлению «Гордость и смирение»
  • Список литературы по направлению «Гордость и смирение»
  • Гордость и смирение в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Гордость и смирение в романе Шолохова «Тихий Дон»
  • Гордость и смирение в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Гордость и смирение в сборнике Улицкой «Бедные родственники»
  • Гордость и смирение в романе Пушкина «Евгений Онегин»