Аргументы к ЕГЭ по направлению «Искусство и ремесло»


Введение

В чем основное отличие искусства от ремесла? В этом направлении размышляли многие русские и зарубежные писатели. Ответ кажется простым, ведь ремесло – это производственная деятельность человека, а искусство – творческая. В ремесле главным является получение практической выгоды, а в искусстве – соприкосновение с прекрасным. Проблема в том, что некоторые люди «искусства» преследуют только цели обогащения и признания, и в погоне за этим превращаются в обычных ремесленников. А бывает и наоборот: талантливый, но скромный ремесленник может создать настоящий шедевр.

Н.В. Гоголь «Портрет»

Проблема искусства и ремесла затронута великим Гоголем в его повести «Портрет». Это история о бедном художнике Чарткове, который поддался соблазну обогащения и потерял свой талант. А началось все с того, что герой однажды приобрел странную картину с изображением мужчины азиатской наружности. Картина, казалось, даже не была окончена, но человек на портрете имел магнетический взгляд – его глаза выглядели почти настоящими. Спустя время герою снится сон, в котором изображенный на портрете оживает и считает деньги. И вдруг Чартков замечает уроненные ним деньги и прячет. Утром к художнику приходят, чтобы получить плату за аренду квартиры. Он в отчаянии, потому что ему нечем платить, но, к своему удивлению, он случайно находит ассигнации, которые видел во сне.

Теперь Чартков живет, ни в чем себе не отказывая. Но найденный «клад» не может покрыть все возросшие потребности художника, поэтому он берется за написание портретов богачей. Вначале он старался изображать их правдиво, ведь у него были задатки талантливого живописца, но заказчики были не довольны, ведь хотели видеть себя прекрасными. И тогда в угоду им художник стал приукрашать действительность. Так все портреты стали похожими - «глянцевыми», но безвкусными. Но сам Чартков не хотел этого признавать, наоборот, он вел себя высокомерно, считая себя замечательным художником. Но один случай открыл ему глаза – на выставке он увидел работу своего бывшего товарища. Она была прекрасна, что вызвало у Чарткова чувство зависти. Главный герой потерял над собой контроль и стал уничтожать все, что ему казалось красивым. Идея такова, что талантливый человек не должен «продавать» свой дар, иначе он превратится в обычного ремесленника.

Интересная и другая история в повести – художника, который нарисовал ту странную картину, что купил Чартков. Это был талантливый живописец, которому однажды заказали написать портрет жестокого ростовщика. Он был известен в округе своими плохими поступками, но художнику нужны были деньги и он согласился взяться за работу. Портрет вышел настолько хорошим, что многим казалось, что мужчина на портрете, как живой. Именно на такой эффект и рассчитывал ростовщик. Живописец не смог окончить картину, потому что почувствовал, словно она поглощает его душу. Чтобы спасти себя и свой талант, уберечь искусство, он уходит в монастырь.

Н.С. Лесков «Левша»

Сказ Лескова «Левша» - это печальная история о мастере, мастерство которого не смогли по-настоящему оценить.

Жил в Туле отличный работник по прозвищу Левша. Однажды он получил важное задание – доказать, что русские мастера не хуже, чем английские, которые сделали чудо-блоху. Левша с помощниками смогли сделать невероятное – подковали маленькую блоху. Но подковы были такими маленькими, что император сразу их не увидел и расстроился, когда блоха не смогла больше танцевать. Казак Платов, который контролировал работу мастеров, сильно разозлился и даже наказал Левшу. Но при дворе все же доглядели, в чем состояла работа талантливых тульских умельцев. Тогда решили, что нужно отправить Левшу в Англию, чтобы там поняли, как велик русский человек. И там действительно по достоинству оценили шедевр Левши: обеспечили материально, даже подыскали жену. Однако мужчина не согласился остаться в Англии, несмотря на все удобства, потому что любил свой край и порывался туда вернуться. Так он и сделал – сел на корабль и поплыл к берегам России.

Левша очень спешил домой еще и потому, что хотел поделиться важной информацией о том, что дула ружья нельзя чистить кирпичными крошками. Но в родном городе никто не ждал Левшу, никто не стал его величать, а к его совету не прислушались. А когда мастер выпил чрез меру, ему не помогли – так и не стало мастера.

Автор показывает, что людей искусства часто просто используют, но не ценят. Мастер Левша сделал ювелирно-точную работу, подковав блоху. И это понравилось высшему обществу, ведь достижениями Левши можно было похвастаться перед другой страной. А вот сам мастер мало кого интересовал.

В сказе о Левше Николай Лесков показывает читателям, какой непростой бывает судьба гениев, значимость которых слишком поздно понимают. Кроме того, Лесков показывает, в какой нищете живет герой, несмотря на свой талант. Он одаренный мастер, но социально беззащитная личность, которая терпит даже побои от Платова. Левша не отстаивает свою правоту, и это отображает проблему незащищенности и рабской терпимости простого народа в то время. Левша – великий человек в искусстве: он достиг гениальных высот, что оценили зарубежные мастера, но он - маленький человек в обычной жизни, потому что не может защитить свои права, а к его советам не прислушиваются, хотя они и правильные.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» отображает много проблем в обществе, в том числе проблему искусства и ремесла.

Главный герой – Мастер, одаренный писатель, который писал «не по заказу» современной автору власти – и это стало причиной его гонения другими литераторами. Члены МАССОЛИТа (сообщество писателей) писали произведения, в которых прославляли советскую власть. Они были полезны, поэтому им исправно платили и хвалили в прессе. А вот такие, как Мастер, казались опасными уже только потому, что насмеливались в произведениях высказывать свои мысли.

Герой писал роман, затрагивая в нем аспекты истории и религии, но первая же публикация вызвала волну негодования. Другие литераторы принялись критиковать малоизвестного автора, чем подорвали его здоровье. В результате Мастер оказывается в сумасшедшем доме, где позже окажется еще один главный герой, Иван Бездомный.

Иван – молодой поэт, смелый и прямолинейный. И его даже можно было бы назвать позитивным героем, но в его образе показан далеко не мастер, а ремесленник, мнящий из себя мастера. Он пишет поэму, насмехаясь над религиозной темой, в которой не разбирается. Старший коллега Берлиоз поучает Бездомного, указывая ему «правильный» путь.

Бездомный не понимает, что его стихи бездарные, и продолжает их сочинять. Литературные критики поддерживают молодого поэта, потому что, несмотря на отсутствие таланта, он пишет угодный системе материал. Скорее всего, так бы и вырос еще один послушный бездарный поэт, член МАССОЛИТа, если бы не встреча с незнакомцем. Следуя за ним, Иван попадает в сумасшедший дом, где знакомится с Мастером, талантливым писателем. Соприкоснувшись с настоящим искусством, герой осознает свою бездарность и обещает Мастеру, что больше не будет писать стихов.

Автор пишет о судьбе героя следующее: он действительное больше не будет писать бездарные стихи, а станет приличным профессором истории и философии. Он женится на терпеливой женщине, которая с пониманием будет относиться к его некоторой странности: в каждое полнолуние он приходит на Патриаршие пруды, где началась история, перевернувшая его жизнь. Иван – это не идеальный герой, но все же он научился отличать искусство от ремесла. История, которая привела его в сумасшедший дом, не изменила в корне его отношение к современной ему власти, но заставила сомневаться в провозглашенных идеях.

К.Г. Паустовский «Золотая роза»

О том, как зарождается творчество, можно узнать, прочитав трогательный рассказ Паустовского «Золотая роза». Главный герой Шамет – не человек искусства, а бывший военный, отправленный в отставку из-за болезни. Но он покажет, что истоки творчества лежат не всегда только в таланте, а и в добрых порывах чувственной души. Когда он отправлялся домой со службы, то вместе с ним отправили и маленькую дочь командира. Шамету поручили отвести ее к тетке. По пути домой бывший военный и юная барышня подружились. Шамет был очень добр к девочке, рассказывал ей интересные истории. Особенно ей запомнилась история о женщине, которой возлюбленный в молодости подарил золотую розу. И даже во время нищеты она не продала подарок, потому что верила, что он принесет ей когда-нибудь счастье. Так и случилось – к ней приехал сын, который стал известным живописцем и смог обеспечить семью.

Спустя время Шамет и повзрослевшая барышня снова встречаются – и оказалось, что легенда о розе сильно повлияла на ее мировоззрение. Она надеялась, что кто-нибудь ей так же подарит розу, но пока она не чувствовала себя счастливой, особенно после измены любимого.

Шамет жалеет подругу и хочет ей помочь. Он работает мусорщиком в ремесленных мастерских, где всегда остается после работ немного золотой пыли. И вот этот сор перестал герой выбрасывать, а стал просеивать и копить. Прошло немало дней, пока он наконец накопил достаточно золота. Герой относит его к мастеру и заказывает сделать золотую розу.

Когда изделие было готово, он начал искать девушку, но как оказалось, она уехала в Америку, помирившись с возлюбленным. А Шамет стал болеть, оставил работу, но так и не продал розу, а держал ее, как сокровище, под подушкой, пока вскоре его не стало. Наверное, он надеялся на возвращение девушки, но не смог ее дождаться, чтобы подарить ей счастье. А мастер забрал розу и продал одному писателю, которого вдохновил рассказ о добром бывшем военном – и он написал об этом хорошую книгу.

Так добрый поступок одного человека стал истоком для зарождения искусства для другого. Здесь прослеживается мысль, что писатели так же всю жизнь выбирают из мусора крупинки золота, как делал это главный герой, в поисках достойного материала для книги. Паустовский учит нас, что доброта – это и есть искусство.

К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Паустовский умел в небольшом рассказе показать огромную гамму чувств, закружить читателя в вихре эмоций. Так есть и в рассказе «Акварельные краски», в котором писатель доказывает, что настоящее искусство не раздельно с любовью к родине.

Главный герой – художник по имени Берг. Герой хорошо рисует, но вот пейзажи у него не выходят, потому что не чувствует он привязанности к родине, не замечает красоты природы. И даже когда воевал, то не понимал, почему другие бойцы так мечтают попасть на родину и напоить коней водой из родной реки. Берг размышлял так, а не все ли равно, где родился? Например, один его знакомый вообще родился на корабле, который плыл тогда в нейтральных водах. И так может и прожил бы наш герой до конца жизни без любви к родине, если бы не один случай.

Пригласил его знакомый художник приехать в конце лета в муромские леса, где он сам часто отдыхал. Берг согласился, потому что давно не выезжал из Москвы. На станции героя встретил сын лесника, у которого товарищ снимал избу летом, Ваня Зотов. Они ехали к озеру на телеге, и все это время, пока герой лежал там, он ощущал, что сердце странно бьется и подумал, что это от воздуха. Оказавшись на месте, герой приметил вначале красоту озера, потом стал исследовать растительность, слушал песни птиц и даже обиделся на них, когда те собрались улетать в теплые края, назвав их неожиданно для себя предателями. Художник не взял с собой масляные краски, потому что не собирался писать пейзажи, но вдруг ему захотелось это сделать - и он нашел коробочку с акварельными красками. Берг принялся за работу с невероятным рвением, и его не остановила даже надвигающаяся буря. Наоборот, он еще яростнее стал рисовать, ощущая прилив чего-то прекрасного, настоящего. Мальчик старался увести героя, ведь начинался сильный дождь и краски стали размываться. Тогда он потерял там коробочку с красками. А Ванечка Зотов спустя время ее нашел и написал об этом Бергу в письме.

Когда герой снова оказался в Москве, то ему предложили принять участие в выставке картин. И он передал только одну – пейзаж, нарисованный тогда, в бурю. Так герой осознал ценность настоящего искусства – оно не в искусственных натюрмортах, а в живых красках родной природы. И теперь он понял, что любовь к родине сделала его жизнь более прекрасной, чем раньше.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В многогранной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть место и направлению «искусство и ремесло». Связано оно во многом с образом главной героини, Наташей Ростовой. Толстой показывает, что она необычная девушка, а чувственная натура с тонкой душевной организацией. Наташа владеет искусством пения и однажды этим талантом помогает брату. Николай Ростов играл в азартные игры, и как-то сильно задолжал. Юноша не знал, как сказать об этом семье, поэтому находился в плохом расположении духа. А Наташа наоборот в тот момент чувствовала радость из-за внимания одного молодого человека. Главная героиня весело пела, чем вначале досаждала огорченному брату, но чистота ее красивого голоса все же изменила его отношение. Он начал понимать, что все его невзгоды словно растворились в ее музыке. Так искусство влияет на душу человека – делает ее лучше.

Автор показывает свое отношение и к искусству танца. Он восхищен природными, пусть и беспорядочными, движениями Натальи в танце и холоден к безупречной грации Элен. Ведь настоящее искусство оголяет не плечи или грудь, а душу. Так же автор больше искусства видит в народных танцах, а не в светских. В них человек чувствует себя свободнее, а значит естественнее. В таких танцах раскрываются настоящие эмоции, в отличие, от светских танцев, изысканные движения которых искусственные и вводят в заблуждение. К тому же, цель этих танцев разная: народный танец показывает чувства, а светский танец используется в целях найти себе удачную пару или завести знакомство с важным человеком в обществе.

Наташа Ростова – это пример естественного человека, не подчиняющегося условностям общества, но признающего силу настоящего искусства. Ее живой пытливый ум хочет все знать, а душа тянется к высокому, поэтому не удивительно, что она однажды говорит сестре, что мечтает подхватить себя под коленки и полететь. Но ведь люди не летают! Если посмотреть на этот вопрос в переносном смысле, то многие люди «не летают», потому что не у всех есть мечты, как у главной героини.

Наташа Ростова – любимая героиня Льва Толстого. Он не изобразил ее неимоверной красавицей, но показал ее душевную красоту. Однако писатель показывает и то, что, к сожалению, иногда однообразный быт усмиряет пыл и таких чувственных натур, поэтому, когда Наташа выходит замуж и заводит детей, она перестает мечтать, как раньше.

А.П. Чехов «Попрыгунья»

В своем рассказе «Попрыгунья» Антон Павлович Чехов затрагивает тему равнодушия к искусству. Главная героиня Ольга Ивановна выходит замуж за хорошего человека по фамилии Дымов. Он ее во всем устраивает, кроме одного – как ей кажется, мужчина не проявляет никакого интереса к искусству. Дымов и сам в этом признается, говоря, что не разбирается ни в чем таком. Однако он не отрицает важности искусства, а просто справедливо считает, что не каждому это надо. Вот он хорош в медицине, а кто-то в музыке или танцах – каждому свое. Но Ольга все равно стремится прилучить его к искусству.

Сама же молодая женщина является «тонкой» натурой, неплохо поет, увлекается живописью. Героиня окружила себя компанией таких же творческих личностей. Однако автор тонко иронизирует, говоря об этих знатоках искусства: один немного писал, другой красиво декламировал, а кто-то неплохо играл на сцене. Но за все «заслуги» в искусстве они получили лишь небольшую известность.

Читатели легко догадываются, что автор намекает на то, что все они – всего лишь любители в этом деле, а до настоящего искусства никто пока из них не дорос. Возможно, именно поэтому Дымов и равнодушен к их «искусству». Так как трогательная музыка его приятеля нравится ему, а «шедевры» жены и ее друзей ему не понятны.

Главный герой – простой, но умный человек с ясным взглядом на вещи, и потому, скорее всего, на подсознательном уровне он легко отличал искусство ложное и настоящее. Но Ольга Ивановна считала иначе, ей казалось, что муж – простак, ничего не смыслящий в искусстве. В ее окружении был молодой красивый актер, который смог увлечь ее своим обаянием. К тому же, ей нравилось, что они оба творческие личности. Оказавшись вдали от мужа, она становится любовницей этого актера, а о муже старается даже не думать.

Со временем Дымов начинает догадываться от неверности Ольги, но не хочет ее потерять. Чтобы заглушить боль, он углубляется в работу, и в результате теряет бдительность и заболевает. Ольга осознает, что отчасти виновата в том, что мужа не стало, но уже ничего не может сделать. Она разрушила свое настоящее счастье, погнавшись за иллюзией. Ведь актер оказался ветреной натурой, лживой, как и его искусство. И сама Ольга ничем его не лучше, обычная попрыгунья, которая, как в басне Крылова, только и делала, что пела и плясала. А Дымов зарабатывал на то, чтобы она чувствовала себя возвышенной натурой. В этом ли искусство, если оно губительно для одного человека и только способ показать себя для другого человека?

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

О том, как искусство помогает реализовать себя, несмотря на жизненные трудности, рассказывается в повести Владимира Короленка «Слепой музыкант». Проблема данного произведения видна уже в названии: может ли человек с ограниченными физическими возможностями стать знаменитым деятелем искусства?

В семье зажиточных помещиков Попельских появляется слепой ребенок. Об этом догадываются не сразу. Его мать понимает первой, беспокоясь о том, почему ее Петрусь так испуганно кричит. К сожалению, доктор подтверждает слепоту ребенка. Анна Михайловна очень переживает за сына и чрезмерно его опекает. Ее брат Максим Яценко считает, что так она испортит ребенку жизнь, ведь из-за постоянной опеки он вырастет беспомощным. Анна прислушивается к совету брата и дает Петрусю немного больше свободы. Результат положительный – ребенок начинает познавать окружающий мир, проявляя инициативу.

Лишенный дара зрения, мальчик сосредотачивается на мире звуков. Ему понравилась игра их слуги Иохима на дудке. Простые народные мотивы покорили маленькое сердце. Мать, заметив влечения сына к музыке, старается развлечь его своей игрой на фортепиано. Но элитарная музыка на дорогом инструменте не произвела на Петруся большого впечатления. Видимо, он чувствовал, что в изысканной музыке меньше души, чем в народной мелодии или песне. И снова мать поступает разумно – она учится игре на дудке и удивляет всех талантливой игрой. А Петрусь все-таки учится игре на фортепиано, но соединяет в своей игре элитарную музыку с народными мотивами.

Однажды Петруся просят сыграть для гостей, и он впервые ощущает чувство гордости за то, что делает. Он начинает понимать, что благодаря искусству он может найти себе цель в жизни.

Из-за слепоты Петрусь мало общается с другими детьми, но случайно знакомится с соседской девочкой Эвелиной, которая проникается к нему сначала жалостью, а потом любовью. Она становится важной поддержкой для слепого юноши.

Петрусь переживает кризис, встретив похожих на себя людей – слепых звонарей Егория и Романа. Егорий – слепорожденный, как и Петр. Этот молодой мужчина злится на весь мир, потому что завидует дару видеть. Главный герой начинает думать, что он тоже станет таким, как Егорий. Он сосредотачивается на своей беде и даже завидует нищим слепым, считая, что тем легче, потому что их проблемы заставляют забыть о слепоте. Дядя Максим снова помогает Петрусю, подталкивая того отправиться в путешествие вместе со слепыми нищими. Юноша так и поступает, и этот опыт действительно ему поможет. Он начинает понимать, что его жизнь не была такой сложной, как у этих бедных людей. Петрусь жалеет их и помогает, даже вернувшись в отчий дом. Герой находит утешение в искусстве, совершенствует навыки игры на фортепиано и скоро становится известным музыкантом.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

О том, что между искусством и ремеслом лежит большая пропасть, показывает в своей трагедии «Моцарт и Сальери» Александр Пушкин.

Главные герои – музыканты Моцарт и Сальери. Первый – гений, который, кажется, даже не прилагает особых усилий, но его произведения всегда шедевры. А второй – труженик, который с детства изучал музыкальную грамоту и кровью и потом достиг успеха. Сальери говорит о том, что никогда раньше не завидовал достижениям других композиторов, но дар Моцарта начал отравлять ему жизнь. Он не может понять, как такой «праздный гуляка» творит гениальную музыку. Моцарт ему кажется человеком, который не достоин самого себя. И у него появляется страшная мысль отравить гения.

Притворяясь его союзником и даже другом, Сальери приглашает Моцарта в трактир, где подсыпает ему в бокал яд. В последний момент он пытается отобрать вино, однако, уже поздно. Слушая последнее выступление коллеги, Сальери плачет, но не потому что страдает от раскаяния, а из-за чувства исполненного долга. Он убедил себя, что делает миру одолжение, отправляя на небо гения, ведь ему не место на земле. Размышляя о содеянном немного позже, Сальери начинает осознавать, что идея жертвы ради искусства могла быть просто «выдумкой тупой толпы».

Произведение показывает, что настоящий талант дается свыше. Искусство – дитя вдохновения, а ремесло – результат труда. И то и другое важно, просто не стоит подменивать эти понятия, как сделал Сальери, считая, что может стать гением благодаря упорству.

А.С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»

Александр Пушкин не мог смириться с тем, что творения искусства часто воспринимают, как и товар ремесленников. Ремесло и правда ориентировано на создание товаров для потребления, но нельзя так относиться и к искусству, думая, что его также можно купить.

В стихотворении «Разговор книгопродавца и поэта» Пушкин показывает, как на искусство смотрят разные люди: предприниматель, для которого книга – это товар, и поэт, для которого книга – это его дитя.

Книгопродавец считает, что поэты легко сочиняют свои стишки, главное – это угодить вкусам потребителей. А поэт вспоминает, что раньше его помыслы были возвышенными, а стихи свободными. Книгопродавец старается усмирить гнев поэта тем, что сейчас такой век, и свобода есть у тех, у кого есть деньги. И да, нельзя продать искусство, но можно продать рукопись. Главное подобрать ключ к сердцам читателей, и легче всего угодить женщинам. По мнению книгопродавца, прекрасные дамы любят красивые слова поэтов. Поэтому им стоит использовать талант, чтобы угодить потребителям. Но поэту не по нраву такая коммерческая идея. Однако в финале он соглашается отдать рукопись продавцу.

Александра Пушкин показывает в стихотворении, как искусство превращается в ремесло в случае предпринимательского подхода, отношения, как к товару.

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

В XIX столетии появилось направление в искусстве – эстетизм. Его последователи утверждали верховенство прекрасного. Как следствие это часто приводило к философии гедонизма и элитарности искусства.

Одним из лучших произведений этого направления считается роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Предметом искусства здесь является портрет красивого юноши, что понятно уже с названия.

Писатель утверждает в романе мысль, что произведение искусства всегда несет в себе отпечаток его автора или владельца. Именно так выходит с портретом Дориана – вначале он воспринимается как детище талантливого художника Безила, а потом перенимает пороки самого Дориана.

Ключевая фигура в романе – лорд Генри. Он считает, что главное в мире – это красота, которая живет отдельно от морали. Герой окружает себя красивыми людьми, но только внешне. Для него не важны моральные качества человека, если он красив, потому его внимание привлекает Дориан Грей. Он внушает и юноше свои идеи о том, что красота – это власть, но, к сожалению, быстро проходящая. Дориан теперь озабочен желанием сохранить красоту – и происходит чудо. Он не стареет, вместо него это делает портрет. Но не только возрастные изменения отображаются на портрете, но и пороки юноши. Когда он совершает плохой поступок, на его портрете появляется ужасная морщина. Дориан прячет картину, чтобы сохранить свою страшную тайну. Понемногу он превращается в чудовище, но никто не видит в нем изменений. И только сам герой это знает, и вот приходит момент кульминации – когда он набрасывается на картину с целью уничтожить, но в результате уничтожает и самого себя. Как видим, писатель подводит нас к выводу, что искусство не живет отдельно от своего автора или владельца.

Оскар Уайльд пишет в предисловии к роману, что «всякое искусство бесполезно», намекая на то, что оно просто создано восхвалять внешнюю красоту, но сам роман подтверждает другую мысль – красота может быть ужасной, если она аморальна.

О. Генри «Последний листок»

О спасительной силе искусства идет речь в прекрасном рассказе О. Генри «Последний листок». Главная героиня - молодая художница по имени Джонси. Девушка сильно болеет, ее состояние ухудшается и тем, что она не хочет бороться за жизнь. Она считает опавшие листы плюща, считая, что с последним листом все закончится. Ее подруга обеспокоена и рассказывает обо всем соседу Берману. Это ворчливый старик, тоже художник, но не реализовавший себя за все годы. Он возмутился поведением девушки, не мог понять, как можно так небрежно относиться к жизни.

Одной ночью шел сильный дождь, наутро Джонси решила, что все листы опали, но, когда Сью открыла шторы, то на стене красовался последний не опавший лист. И, наконец, Джонси поняла, что надо бороться за жизнь, если это делает даже маленький листочек, который выдержал непогоду. Она попросила сварить ей бульона, стала интересоваться новостями - и скоро пошла на поправку. Когда Джонси выздоровела, подруга решила рассказать ей новость о том, что старика Бермана больше нет. В ту ночь, когда шел дождь, он рисовал на стене листок - и в результате сильно заболел. Рисунок вышел настолько реалистичным, что подруги решили, что он настоящий. Берман всю жизнь мечтал нарисовать шедевр, но у него не получалось. И вот, когда он просто хотел помочь девушке и не думал о славе, у него получился действительно шедевр. Автор утверждает мысль, что настоящее искусство не только услаждает взор, но и помогает людям. И шедевры настоящие созданы не для славы.

Вывод

Искусство и ремесло – это одинаково нужные явления, но выполняют разные функции: первое удовлетворяет духовные потребности, а второе - материальные потребности.

Понять, в чем основная разница между искусством и ремеслом помогает давняя притча о камнетесах. Как-то три человека обтесывали камни, первый делал это, испытывая мучения, второй делал это ради вознаграждения, а третий делал это, потому что хотел создать что-то прекрасное. Первый человек – это раб, второй – ремесленник, а третий – это мастер. Как видим, в одном и том же деле лучше всего чувствовал себя человек искусства, потому что сумел создать что-то прекрасное.