Аргументы к ЕГЭ по направлению «Отцы и дети»


Введение

Конфликт поколений фигурирует во многих произведениях, как классических, так и современных, как русских, так и зарубежных. Проблема взаимоотношений отцов и детей часто заключается в возрастной разнице между поколениями. Меняется время – меняются моральные приоритеты, новое поколение стремится ко всему новому, а старое поколение зачастую не стремится к переменам. Разные взгляды на жизнь приводят к конфликту. Но не всегда направление «Отцы и дети» выглядит как противостояние. Ведь есть много произведений, в которых показано и полное взаимопонимание, и тесная связь поколений.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Самым ярким примером в направлении «Отцы и дети» можно назвать произведение русского классика Ивана Тургенева «Отцы и дети». Здесь явно выражен конфликт поколений, который можно сравнить с противостоянием разных миров – старым и новым. Либеральность и консерватизм «отцов» противопоставляется нигилизму «детей». Главный герой – Евгений Базаров, молодой человек, который придерживается нигилистических взглядов, то есть, отрицает общепринятые нравственные нормы, предпочитает не прекрасное, а полезное. То, что герой не преклонятся ни перед какими авторитетами, отрицает старые истины, бескомпромиссен в спорах, понравилось молодым читателям. Так Евгений Базаров стал для многих кумиром.

Если главный герой представляется нам цельной, хоть и противоречивой личностью, что признает нигилизм, то в романе есть ряд персонажей, которые просто подражают Базарову или же подчинятся модному веянию отрицать все. Таким является его друг – Аркадий Кирсанов. Молодой человек примыкает к нигилистам по примеру товарища, по сути, он подчиняется чужому авторитету, что уже противоречит теории нигилизма. Но худшими примерами можно назвать Виктора Ситникова и Авдотью Кукшину. Эти молодые люди стали приверженцы нигилизма, желая выглядеть прогрессивными, модными, однако на деле их показательный нигилизм выглядел вульгарно. Поэтому главный герой презирал Ситникова.

Противостоят молодым нигилистам в романе зрелые персонажи, которые придерживаются либеральных или консервативных взглядов. Это отец Аркадия Николай Петрович Кирсанов и его брат Павел Петрович, а так же Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы, родители главного героя.

Аркадий приглашает погостить у него дома друга Евгения, однако тот не находит общего языка с его родными. Братья Кирсановы не понимают увлечения молодых людей нигилизмом, ведь сами они являются приверженцами общепринятых нравов. Конфликт между Евгением и Павлом заканчивается дуэлью.

Кто же прав в данном противостоянии? Финал подсказывает ответ: главный герой заканчивает свою жизнь трагически, а его друг Аркадий возвращается к общепринятой морали, вернувшись в дом своего отца.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В исторической повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» проблема отцов и детей заканчивается трагедией. Это показывает, насколько серьезен конфликт поколений, которые смотрят по-разному на мир.

Главный герой – преданный отчизне казак Тарас. В сыновьях он хочет видеть свое продолжение, поэтому воспитывает их строго, в соответствии с законами Запорожской Сечи. Семейная тема усугублена тем, что события разворачиваются во время сложного военного времени. Гоголь показал нам истинного патриота – Тараса Бульбу, который предан Родине и того же ждет от детей.

Однако младший сын Андрий отличается от отца и брата, у него другие нравственные ценности. Этого не может принять отец, для которого общие интересы товарищества важнее даже родственных отношений. Андрий был изначально другим – его душа тянулась к романтике, ему чужда была война. Но отец не хотел видеть особенность характера сына и старался «обтесать» его по своим убеждениям. Он называл «маменькиным мазунчиком» Андрия, но надеялся, что жизнь на Запорожской Сечи изменит его. Возможно, это и было ошибкой отца. Нежелание понять сына приводит к конфликту интересов. Андрий остается верным себе, и когда влюбляется в прекрасную полячку, то с головой отдается этому чувству. И с этого момента он становится для бывших товарищей врагом.

Тарас Бульба чувствует ответственность за поступки сына, ведь это он его «породил». И принимает страшное решение – погубить то, что сам породил. Так он пытается исправить свою «ошибку». Этот поступок Тараса очень противоречивый и вызывает споры у читателей уже не одно поколение. С одной стороны - главный герой поступает как настоящий патриот, который в военное время верен только Отчизне. А с другой стороны - он жестокий отец, который не нашел другого выхода, кроме, как убить собственное дитя.

Можно ли было избежать событий, которые привели к трагическому финалу повести? Идея автора, конечно же, понятна: он хотел показать, что в суровые времена важнее гражданские интересы, а не семейные. Главный герой в первую очередь не отец, а защитник своей страны. Но можно ли говорить о настоящей защите страны, когда человек не смог уберечь собственную маленькую ячейку этой же страны?

В их семье отчетливо виден конфликт поколений в различие мировоззрения. Тарас Бульба не хочет этого видеть, а просто хочет исправить «неправильного» сына. Как мы видим, строгость в воспитании и навязывание своего мнения не дало хорошего результата. Но если бы Тарас попытался увидеть Андрия настоящим, понять его, возможно, конец был бы другим.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Проблема отцов и детей раскрывается в литературе в большом разнообразии. Многие авторы показывают детей, как отображение родителей. И это правильно, ведь в семье ребенок растет и видит первые примеры поведения, усваивает ту мораль, которую имеют его родители. И не всегда пример родителей положительный – именно об этом идет речь в знаменитом произведении Дениса Фонвизина «Недоросль».

Главный герой пьесы – подросток по имени Митрофанушка. Он находится в переходном возрасте, когда человек уже должен становится личностью, но еще не в полной мере до этого дорос. В этот момент очень важно, чтобы у ребенка были правильные ориентиры. И как раз этого не было у главного героя, так как он рос в семье, где мать – деспот, а отец – слабовольный человек. Простакова (его мать) – образ своенравной, властной, но ограниченной женщины. Для нее все люди, ниже ее по социальному положению – это чернь, которую можно оскорблять и даже бить. Мальчик с раннего детства усвоил уроки матери – можно безнаказанно унижать слабых, но стоит быть аккуратным с тем, кто сильнее и богаче.

Митрофанушка не любит учиться, ведь он не видит поддержки матери. Наоборот, Простакова считает образование глупостью. А учителей нанимает для сына только потому, что так «положено» в обществе. Она чествует только тех учителей, которые хвалят мальчика и не перетруждают его. Такой подход принес ожидаемый результат – Митрофанушка становится абсолютной копией матери – ограниченным и жестоким. Герой оскорбляет слуг, не слушает учителей. Он не уважает отца, ведь он слабый. Но и мать он по-настоящему не любит, а просто признает ее авторитет. Но когда Простакова оказывается в затруднительном положении, он от нее с легкостью отворачивается. Как видим, отцы пожинают плоды своего воспитания.

Конфликт родителей и детей в пьесе Фонвизина – это следствие дурного воспитания, аморального примера родителей. Все это привело к тому, что сын стал отображением уродливой личности матери. Но и отец тоже виноват, ведь он даже не пытался что-то изменить. Поэтому Митрофанушка так и останется вечным недорослем, недоличностью, которая не смогла сформироваться в условиях дурного воспитания. Денис Фонвизин показывает читателям, насколько важна роль воспитания в семье и образования. Отцы должны показывать правильный путь своим детям, ведь они – их первый и важный пример.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель» - поучительная повесть Александра Пушкина, которая отличается печальным концом. Главная проблема произведения в разобщенности близких людей.

Повествование идет от лица рассказчика, который знакомит читателей с одним станционным смотрителем – Самсоном Выриным. Это добрый, услужливый человек. Он всегда старается угодить приезжим гостям, но за свою заботу редко слышит добрые слова, а скорее наоборот его часто упрекают в недочетах в работе. Но герой не расстраивается и с любовью выполняет свои обязанности, ведь у него есть смысл жизни – его дочь Дуня. В начале повести ей 14 лет, но она уже вполне самостоятельная женщина и настоящая кокетка. Она позволяет даже рассказчику поцеловать себя. Такая вольность в поведении должна была вызывать волнение у отца, но он был слишком мягок к дочери, слишком ее баловал и все позволял.

Рассказчик был у станционного смотрителя несколько раз. В первый раз он увидел в нем доброго, полного сил человека. А во второй раз перед ним предстал совсем другой Вырин – слабый и спивающийся мужчина. Что же изменилось? Оказалось, что его единственная дочь сбежала из дому с офицером, который гостил у них. Он увлек ее красивой жизнью в городе, и девушка пошла за ним, забыв о своем отце. А для Самсона она была смыслом жизни, тем, что давало ему силы. Заметна ассоциация с библейским героем Самсоном, у которого сила была в волосах. Когда древнего героя Самсона лишили волос – он стал слабеть, и так же, когда пушкинский Самсон лишился дочери – он тоже потерял силу.

Проблема отцов и детей в этом случае основывается на неблагодарности детей и на неправильном воспитании отцов. Дочь и правда была неблагодарной, что позже она осознает. Но не только она виновата в ситуации.

Отец – добрый человек, и с одной стороны показывает дочери правильный пример. Но он слишком ее балует, а вседозволенность порождает своеволие и эгоизм. Он ей доверяет во всем, считая своей первой помощницей. Но делает это он очень рано, ведь в 14 лет человек еще должен чувствовать свою зависимость от родителей, видеть в них поддержку. А Дуня считала себя в свои годы самостоятельной, поэтому и приняла сама решение о том, как ей жить, не подумав о Самсоне.

Ошибкой отца было то, что он слабо контролировал дочь, слишком ей доверял. А как говорила героиня Марка Твена, цитируя Святое Писание: «Кто жалеет розг — тот портит ребёнка».

И.А. Гончаров «Обломов»

Судьбу детей в большинстве случаев определяют отцы, ведь именно их воспитание формирует личность детей. Поэтому воспитатели в ответе за своих отпрысков. В подтверждение этой мысли есть много замечательных произведений, в том числе и роман Ивана Гончарова «Обломов». Главный герой – ленивый и праздный человек без амбиций. Его жизнь сводится к тому, что он подолгу спит, вкусно ест, после чего снова ложится отдохнуть. Даже с кем-то общаться для него в тягость. Поэтому он редко выходит из дому, становится затворником по доброй воле.

Но почему главный герой именно такой? Проблема кроется в его детстве. Он был вначале любознательным мальчиком, но его активность не поощрялась в семье, где привычным было просто сытое и сонливое состояние. Вскоре герой стал таким же. У него не было другого примера для подражания. Судьба героя была предопределена родителями, которые не приучили ребенка ни к труду, ни к стремлениям добиваться своей цели, а просто баловали его - и в результате испортили, не дав сформироваться активной личности.

Таким образом, будущее ребенка находится в непосредственной зависимости от прошлого родителей, которые вложили в детей то, что хотели или смогли. В романе «Обломов» для контраста приведен и пример правильного воспитания. Андрей Штольц – друг и антипод Ильи Обломова. Он человек дела, умный, расчетливый, но добродетельный молодой мужчина. Андрей очень отличается от ленивого Ильи. Если Обломов был с рождения дворянином и не привык ничего добиваться, то Андрей сам заслужил право получить дворянский титул. И в личной жизни он достиг того, чего сам хотел – женился на любимой женщине. Иногда Андрей подталкивал к активным действиям и Обломова, но это было сложно.

Секрет того, что Андрей вырос деятельным человеком в том, что его отец дал ему правильное воспитание: не баловал, а приучал к труду и личной ответственности за действия. Старик не разрешал жене баловать сына и удерживать возле себя, а наоборот подталкивал его пробивать себе дорогу самому. Такое воспитание кажется суровым, но именно оно дало хороший результат. А вот отсутствие строгого воспитания в семье Обломовых породило такую несостоятельную личность как главный герой Обломов.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Отрицательный пример отцов в основном пагубно влияет на детей. Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов - пример такого отца. Он придерживается ложных ценностей и приучает к этому дочь. И так как проблема кроется в самом мировоззрении, то осознать ошибку центральным героям очень сложно. Тем более, что общество, в котором они живут, имеет в большинстве такие же взгляды. Для таких людей главная ценность – власть и богатство. «Фамусовское общество» не способно оценить идеи умного человека, такого как Чацкий.

Фамусов считает, что будущий муж дочери должен быть богатым и перспективным. И не важно, если при этом такой человек будет полным ничтожеством. Образование в их доме тоже не превозносилось, поэтому Софья довольствовалась чтением дамских романов. Поэтому не удивительно, что под впечатлением романтических историй и при отсутствии моральных преград девушка увлекалась недостойным, но «романтичным» человеком и без стыда скрывала эти отношения от отца. Ведь Фамусов не показывал ей на личном примере, что ложь – это плохо, поэтому дочь не смогла усвоить такой урок. Наоборот старик поощрял все способы, которые позволяют добиться успеха. Так его грехи унаследовала и его дочь. Она стала достойным его последователем.

Софья влюбляется в ничтожного человека Молчалина, ведь способна видеть только внешнюю оболочку. Он ей кажется загадочным героем романа. Но если бы девушка была образованной, способной на глубокие мысли и анализ, то, возможно, заметила бы, что перед нею человек-пустышка, заинтересованный только в положении ее отца. Так устаревшие взгляды отцов пагубно влияют на будущее их детей.

Чацкий – умный и достойный человек, любящий Софью. Однако он не вызывает в ней ответных чувств. Он для нее нечто инородное в их слаженном обществе без принципов. Чацкий пытался доказать правильность своих идей в «фамусовском обществе», но это было похоже на метание бисера перед свиньями. И это было и его ошибкой: нельзя так быстро изменить мировоззрение консервативных людей. Фамусов и ему подобные привыкли так жить: думать только о практической ценности вещей, и о том, что скажут люди с высоким социальным положением. Поэтому, когда в доме Фамусова разгорелся скандал, то его глава думает лишь о том, что обо все этом скажет княгиня Марья Алексеевна.

Устаревшие взгляды отцов не должны влиять на будущее из детей.

А.Н. Островский «Гроза»

Конфликт отцов и детей в произведении Островского «Гроза» приводит к трагедии. Старшее поколение в образах Кабанихи и Дикого навязывают молодым свое видение мира, не считаются с их мнением. И в результате дети отчаянно ищут выход, но находят его в крайностях: Катерина лишает себя жизни, Варя уходит из дома, Тихон отворачивается от матери, считая ее преступницей, Борис обрекает себя на жизнь без любви, боясь остаться без денег. И это всего лишь история одной семьи. Но писатель говорит о том, что многие жители города Калинов живут так, увязнув в невежестве, ханжеских взглядах времен средневековья. В основном это касается людей старшего поколения – отцов, которые навязывают свои взгляды детям. Последствия таких нравов ужасны, ведь в результате ничто новое не способно проникнуть в этот город, а значит, он так и останется в застое.

Автор показывает, что «отцы» не всегда правы, заставляя жить молодое поколение только по своим законам, так как время меняется и вносит свои коррективы. Поэтому молодежь вправе жить по-новому.

В чем причина разобщенности отцов и детей? В том, что они росли в разное время и в разных условиях – поэтому им сложно понять друг друга в полной мере. Среда и время создают определенную систему ценностей. Сформировавшейся личности уже сложно принять что-то новое. Но это не значит, что это невозможно. Поэтому люди старшего поколения не должны переставать учиться, а стремиться познавать всегда что-то новое, и тогда они станут немного ближе к своим детям. Но это сложный путь, поэтому «отцы» в романе выбирают «легкий» - обороняют свой «домострой» и заставляют детей подчиниться. Они не хотят учиться новому, но и не хотят проиграть молодым, уступив им. Но время не стоит на месте, новые идеи проникают в умы молодых героев, но противодействие старших приводит к трагедиям. Катерина хотела просто любить, и заслуживала на свободу, о которой пылко говорила. Но обрести свободу в условиях их общества она смогла лишь страшным способом.

Герои не смогли победить, но это не значит, что не смогут другие. Роман призван заставить читателей задуматься о том, к чему приводит непонимание отцов и детей, понять, что новые веяния нельзя остановить, и надо меняться вместе со временем.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ошибки отцов печально отражаются на их детях. Ярким примером этому есть героиня романа Достоевского «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова.

Ее отец, потеряв работу, не смог больше исполнять роль главы семьи, в результате чего просто спился. Слабость этого «маленького человека» вынуждает дочь пожертвовать своим телом и честью ради семьи. Кроме него, «на шее» у героини находятся новая жена отца и ее дети. Мармеладов пытался помочь этой женщине и с жалости женился, но в результате не справился с грузом ответственности и запил. Что же может быть проще? Сложно его судить, но ведь дочь смогла найти другой, пусть и не самый лучший путь? Эта чистая от природы душа пожертвовала своими принципами ради выживания семьи. А что отец? Он продолжал пить, выливая незнакомцам свою печаль о том, как он несчастен. Мармеладов пил на деньги своей дочери, но продолжал считать себя жертвой.

Главный герой Раскольников, узнав историю семьи Мармеладовых, винит в этой и подобных ситуациях «кровопийц» на теле общества, которые приводят людей к нищете. И отчасти это верно, но не только в этом причина беды. Причина и в грехах отцов, отвечать за которые приходится их детям.

Во многих книгах авторы показывают, что дети – это подражатели своих родителей. Но не всегда это так. Например, Соня Мармеладова скорее антипод своему отцу. Она оказалась достаточно зрелой, чтобы понять, что отец показывает не лучший пример, поддавшись слабости. Девушка продает свое тело, чтобы прокормить семью, но сохраняет чистоту души. А ее родитель сломался, поддавшись душевной слабости. Это подтверждает то, что новое поколение способно осознать и исправить ошибки старого. Образ Сонечки, конечно, идеализированный, но служит хорошим примером. Опустившись на самое дно общества, она смогла выжить сама, еще и помочь другим спастись. Она помогает не только своей семье, но и Раскольникову, который запутался в своих сложных «великих» теориях. Ее взгляд на жизнь намного проще и правильнее: надо жить, помогая другим людям. Соня помогает герою осознать ошибку и стать на правильный путь.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Об отношениях отцов и детей говорит Александр Пушкин во многих произведениях, в том числе и книге «Дубровский».

Острый конфликт возникает в доме Троекуровых. Отец – властная и беспринципная личность. Для него люди – пешки в его игре, даже собственная дочь Маша, которую он хочет выдать замуж за богатого, но старого мужчину. Богач Верейский никак не привлекал юную девушку, поэтому она молила отца пощадить ее. Свое сердце героиня уже отдала другому человеку – Дубровскому. Но о замужестве с ним отец не хотел и слышать. А чтобы дочь не сбежала с возлюбленным, запер ее дома до свадьбы с Верейским. Маша делает еще одну попытку исправить положение – отправляет письмо жениху с просьбой отменить свадьбу, но становится только хуже. Отец и Верейский переносят дату свадьбы, о чем не знает Владимир Дубровский. Когда он прибыл к ним, Маша уже стала женой Верейского. И теперь моральные принципы не дают ей сбежать с возлюбленным. Она подчиняется отцу, но вряд ли когда-то сможет его простить. Противостояние отцов и детей часто приводит к сломанным жизням.

Однако не всегда между поколениями рождается острый конфликт, часто наоборот между ними тесная связь. Например, Владимир Дубровский и его отец хорошо понимали друг друга. Герои нравственно похожи: честные, благородные, не терпящие подхалимства люди. У Дубровского-старшего возникает конфликт интересов с Троекуровым. Однако он не пытается задобрить его, а наоборот держится с ним наравне, чего почти никто себе не позволял. Но оскорбления и нападки таки укоротили жизнь Дубровскому. Его сын Владимир вырос таким же, как он – смелым и справедливым. И поэтому он хочет отомстить за отца, но делает это своим способом. Все усложняется, когда Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марию. Он видит, что девушка не такая, как ее отец, что она – добрая и порядочная личность. Однако их любовь оборачивается трагедией из-за амбиций господина Троекурова. Как видим, отношения отцов и детей бывают очень разными. Все зависит от их способности понимать друг друга, от того, подают ли отцы хороший пример и умеют ли дети ценить его.

В произведении «Дубровский» мы видим две семьи с разными подходами к воспитанию. Троекуров воспитывал дочь в полном подчинении себе, не считал ее личность, а скорее вещью, которую можно выгодно «продать». Но, на удивление, она не стала копией отца, а выросла порядочным человеком. Возможно, иногда негативный пример оказывает обратное воздействие. А Дубровский воспитывал сына благонравно - и он вырос хорошим человеком, любящим своего отца и хотел стать похожим на него, в отличие от Маши, которая не могла равняться на отца.

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

О связи поколений идет речь и в произведении Александра Пушкина «Барышня-крестьянка». Главный герой повести Алексей Берестов мечтает о военной карьере, но его отец не разделяет его намерений, поэтому он, будучи благодарным сыном, принимает решение не торопиться с исполнением своего желания. Он все же надеется, что со временем отец даст ему свое одобрение на осуществление мечты.

Главная героиня Лиза Муромская наоборот растет взбалмошной и капризной девочкой. И это только умиляет ее отца. Но когда речь заходит о замужестве, то приоритеты немного меняются.

Главы семейств Берестовых и Муромских издавна враждовали, но один случай во время охоты все изменяет: Григорий Муромский падает с лошади, а помогает ему сосед Берестов. Несчастный случай сближает бывших врагов. Свою дружбу они решают закрепить браком детей – Алексея и Лизы.

Однако Алексей не хочет жениться на незнакомой барышне, ведь он уже влюблен в крестьянку Акулину. И он готов защищать любовь, даже если придется воспротивиться своему отцу, на что раньше он никогда не решался. Так завязывается конфликт между поколениями: сын не подчиняется отцу, а отец старается его переубедить всеми способами, даже угрозами оставить без денег. Но это не острый конфликт, а скорее проблема, основанная на любви в разных ее проявлениях. Развязка оказалась счастливой и даже слегка сказочной. Когда Алексей поехал в дом Муромских, чтобы отказаться жениться на Лизе, то узнал в ней свою возлюбленную Акулину. Девушка выдавала себя за крестьянку, так как их отцы раньше были врагами. Отцы одобряют брак детей, а у детей теперь нет причин отказываться. И тем ни менее данная путаница послужила хорошим уроком и Алексею, и его отцу: первый научился отстаивать свои интересы, а второй понял, что не всего можно добиться авторитетом.

Автор показывает в повести «Барышня-крестьянка» прекрасные гармоничные отношения, в основе которых лежит исключительно любовь. Конфликт поколений в таких семьях если и возникает, то всегда заканчивается их примирением.

Джеймс Олдридж «Последний дюйм»

Проблема отцов и детей подымается часто и в зарубежной литературе. Джеймс Олдридж показывает в рассказе «Последний дюйм» то, насколько важно взаимопонимание в семье. В этом произведении мы видим конфликт между отцом и сыном, однако он еще не настолько острый, чтобы его нельзя было преодолеть.

Отец Бен был хорошим летчиком, однако в собственной семье не чувствовал себя уютно: истеричная жена и сын, которого он не понимает. Однако его ситуация изначально не безнадежна, потому что он осознает свою проблему и делает первый шаг к ее решению. Герой берет с собой сына Деви в полет. Они летят вместе к Акульей бухте, чтобы провести видеосъемку и заработать денег. Но не только это было целью, Бен хотел провести вместе с сыном время наедине и попытаться его лучше узнать. Однако первые часы полета показались ему ужасными, ведь мальчик не проявлял интереса к его делу и всего боялся. Бен сурово говорит с сыном, не умея скрыть свое раздражение. Он считает его слабаком, упрекает в плаксивости. Другими словами – Бен не видит в Деви самого себя, как ему кажется. Ведь Бен был смелым летчиком, а его сын растет плаксивым, а значит и слабым человеком.

В этой истории взаимоотношений отца и сына мы не наблюдаем открытого острого конфликта, проблема скорее основана на недопонимании, неумении наладить общение с родными людьми. Автор показывает, что в таком случае может помочь необычная ситуация, при которой придется действовать сообща, чтобы победить. В рассказе «Последний дюйм» такая ситуация еще и экстремальная, требующая объединения усилий для того, чтобы выжить. Бена атакует большая акула и повреждает ему конечности. Поэтому он не может вести самолет. Единственная их надежда выбраться с бухты – это Деви. Он еще слишком мал, чтобы стать пилотом, но другого выхода нет. Бен становится его учителем, говорит ему, как поднять и вести самолет. Поначалу Бен привычно кричит на мальчика, но позже понимает, что таким способом погубит их обоих и начинает говорить с сыном спокойно, постепенно налаживая с ним контакт. А Деви наоборот начинает вести себя более твердо, и в результате успешно смог долететь до места, откуда их повезли в клинику.

Сложная ситуация в отце и сыне раскрыла другие качества. Бессилие Бена заставило его полагаться на сына, а Деви проявил стойкость и решительность в действиях, ведь от этого зависели две жизни. Проблема отца и сына разрешилась в условиях экстремальной ситуации. Они увидели, что могут полагаться друг на друга, и теперь стали по-настоящему близкими людьми.

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Говоря о конфликте поколений, нельзя не вспомнить трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Вот где непримиримость отцов приводит к настоящей трагедии детей. Семьи Монтекки и Капулетти были самыми влиятельными в Вероне, и между ними была давняя вражда, о причине которой никто уже и не помнил. Может быть так автор хотел нам показать, насколько незначительными были причины, которые привели в будущем к трагедии.

В то время, как семейства утопали в ненависти друг к другу, между их детьми зародилась любовь. Что достаточно символично – ненависти всегда противостоит именно любовь. Дети оказываются мудрее отцов, несмотря на юный возраст. Джульетта понимает, что не имя и не статус определяет человека, а только его личные человеческие черты. Для нее Ромео – всего лишь имя, и как не назови ее Ромео, он останется для нее возлюбленным: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».

Ромео тоже старается вести себя разумно и терпимо, но его вынуждают сражаться и не раз. Он закалывает Тибальта, брата Джульетты, чтобы отомстить за друга, и так же поступает с Парисом, пытаясь защититься. И каждый раз он не хотел боя, но вынужден был в него вступать. Это понимала Джульетта - и поэтому не перестала его любить. Они тайно венчаются благодаря поддержке брата Лоренцо. Он же хочет им помочь сбежать, когда Джульетту хотят выдать замуж за Париса. Но нелепый случай приводит к трагедии. Отец Лоренцо придумал план (дать зелье Джульетте, от которого все подумают, что она ушла из жизни) и написал о нем Ромео, но письмо опоздало. Когда Ромео вернулся в Верону, то подумал, что Джульетты не стало и добровольно выпивает яд. А когда просыпается после окончания действия зелья Джульетта, то тоже лишает себя жизни уже по-настоящему. Так заканчивается земная любовь Ромео и Джульетты, но о ней будут помнить всегда.

Когда Капулетти пришли в склеп к Джульетте, то увидели там двоих детей. Немного позже князь Эскал произносит строгую речь перед Монтекки и Капулетти, указав им на страшные ошибки по отношению к детям. Две семьи прекращают вражду, осознав, к чему она приводит. Так Ромео и Джульетта в сущности пожертвовали собой ради мира семей, любовью очистили их от страшной ненависти.

Конфликт между поколениями разрешился, но ценой крови молодых влюбленных. Шекспир часто писал трагедии, ведь в них конфликты выглядят особенно впечатляюще. На таком примере легче увидеть проблему, запомнить ее и стараться не повторять.

Вывод

Направление «Отцы и дети» нашло свое отображение во многих произведениях. Русские и зарубежные классики мастерски показали во всей многогранности как связь между поколениями, так и конфликт между ними. Проблема часто возникает из-за разницы в возрасте, другой среды формирования личности. Отцы хотят видеть в детях свое продолжение, и поэтому навязывают им свои взгляды, однако дети – это уже новое поколение, которое живет в новое время - и поэтому уже имеет свою систему ценностей, отличительную от старой. Только стремление понять друг друга может помочь справиться с данной проблемой. Как видим с вышеизложенных произведений, деспотизм, амбиции – плохие спутники воспитания, а вот любовь и внимание – хорошие. Отцы должны дать хорошее воспитание, вложить свою душу в детей, чтобы пожинать положительные плоды труда.