Аргументы к ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»


Введение

История народа и история всего человечества включает в себя многочисленные события различного характера. Те исторические события, которые оказали влияние на людей, те общественные деятели, которые способствовали изменениям в стране или в мире, должны оставаться в памяти. Одни исторические события во главе с конкретными историческими лицами способствуют развитию и улучшению жизни общества, а другие – разрушают мир. Вне зависимости от того, какой характер носят исторические явления, о них нужно помнить, ведь знать необходимо не только о подвигах народа и мировых открытиях, но и о горьких страницах истории.

Проблема исторической памяти отображалась во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» обращается к двум военным периодам: к войне 1805-1807 гг. и к Отечественной войне 1812 года. То, что Л.Н. Толстой обращается к этой исторической эпохе при написании своего произведения уже во второй половине XIX века, говорит о важности, актуальности и необходимости сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года. Используя невымышленный материал, обращаясь к реальным историческим событиям, связанным с судьбой всего русского народа, Л.Н. Толстой создает настоящий памятник событиям военного времени. Сам писатель отмечал: «Я старался писать историю народа». Роман-эпопея «Война и мир» является своеобразным документом эпохи, который позволяет спустя десятки и сотни лет увидеть реальность того времени.

Л.Н. Толстой не только описывает военные действия во время Отечественной войны, но и обращается к войне 1805-1807 гг., чтобы продемонстрировать различия в отношении русского народа к этим двум войнам. В произведении четко прослеживается мысль о том, что русский народ, участвуя в войне на стороне австрийцев, был менее заинтересован в победе, чем в Отечественной войне, когда на кону стояло благополучие Родины.

Для романа-эпопеи Л.Н. Толстого были характерны реалистические черты, писатель показывал войну такой, какой она была на самом деле. И Отечественная война, и война 1805-1807 гг. изображены как жестокие и беспощадные явления, которые способны приносить человечеству лишь горе и разрушения. Страдания, невозможность счастья, ранения, смерти – вот то, с чем встречаются герои «Войны и мира». Л.Н. Толстой демонстрирует, что события, происходящие в стране и в мире, оказывают огромное влияние не только на целую страну, но и на каждого конкретного представителя народа.

Огромное внимание уделяя теме войне, Л.Н. Толстой выражает свою позицию относительно сущности войны: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Писатель утверждает бессмысленный характер любых военных действий. На протяжении всего повествования подчеркивается, что в войне нет победивших и проигравших, проигрывают в войне абсолютно все стороны военного конфликта. Роман-эпопея «Война и мир» носит антивоенный характер, оно становится настоящим предупреждением последующим поколениям. Л.Н. Толстой заставляет помнить о жестоких событиях прошлого, чтобы больше не совершать таких ошибок.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В основе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лежат события освободительного движения на Украине в XV-XVII вв. Писатель хотел продемонстрировать реально произошедшие события освободительной войны украинских казаков против польских захватчиков. Важное место в повествовании занимает образ Запорожской Сечи – реального исторического объекта украинского казачества.

Желание Н.В. Гоголя передать особенности быта Запорожской Сечи и ее принципы тесно связано с принципом историзма: писатель хотел акцентировать внимание своих читателей на тех событиях, которые исторически были правдивы. Работая над своей повестью, Н.В. Гоголь изучал исторические сведения о той эпохе, которая оказалась в центре его повествования, изучал личные архивы представителей украинского народа. Повесть отличается реалистичностью описания, хоть ее и нельзя назвать хронологическим документом из-за неточностей и некоторой гиперболизации. Н.В. Гоголь сам признавался в том, что он не ставил перед собой цель отобразить всю историю точно и достоверно, для него было важно продемонстрировать героизм народа, который смело и храбро боролся за свободу и независимость.

Н.В. Гоголь, обращаясь к реальной исторической эпохе, создает образ, рожденный временем. Центральный персонаж Тарас Бульба – типичный запорожский казак. В образе Тараса Бульбы отразились все самые яркие черты запорожских казаков, поэтому образ Тарасы Бульбы становится свидетельством того, что на Украине в XV-XVII вв. были отважные и смелые люди, которые поддерживали национально-освободительную войну.

В повести четко прослеживается мысль о том, что жизнь отдельного представителя народа тесно связана с судьбой целого народа. Создавая образ Тарасы Бульбы и делая его типичным и собирательным, Н.В. Гоголь всячески подчеркивал, что появление данного характера было связано с исторической эпохой. Сами события освободительного движения на Украине рождали казаков, подобных Тарасу Бульбе.

Обращение в повести к конкретному историческому периоду, который рождал определенные характеры, и к конкретному историческому географическому объекту навсегда сохраняет в памяти у читателей Н.В. Гоголя информацию об освободительном движении на Украине. То, о чем писал Н.В. Гоголь, даже спустя многие века «забвению не подлежит».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» обладает признаками исторического романа. Писатель обращается к эпохе правления Екатерины II, а точнее ко времени крестьянского восстания 1773-1775 гг. В повести присутствует образ реального исторического лица: Емельяна Пугачева, под предводительством которого и проходило крестьянское восстание.

Образ Емельяна Пугачева становится важным во всем повествовании. В повести Емельян Пугачев представлен как неоднозначная личность, имеющая как свои достоинства, так и свои недостатки. А.С. Пушкин был одним из первых, кто показал противоречивый характер данной исторической личности, демонстрируя причины, по которым началась крестьянская война 1773-1775 гг. В повести показано, что Емельян Пугачев – представитель крестьянства, которое в те времена было притеснено дворянским сословием. Пугачев в повести – человек из народа, который смог поднять его против царствующей несправедливости. Однако А.С. Пушкин не идеализирует Емельяна Пугачева, демонстрируя и жестокость предводителя восстания. Писатель не стоит ни на стороне дворянства, ни на стороне восставших крестьян, он не одобряет насилие с обеих сторон. Изображение крестьянского восстания в «Капитанской дочке» остается важным для изучения истории и в современности, так как А.С. Пушкину удалось рассмотреть эпоху объективно, не отдавая предпочтения одной из конфликтующих сторон и не рассказывая о происходящих в те времена действиях так, чтобы они представили одну сторону положительной, а другую – отрицательной.

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева – часть истории русского народа, о которой невозможно забыть. А.С. Пушкин неслучайно обращается к этому историческому периоду: в 1830-х гг. во многих странах происходили революционные действия, а в России были различные бунты и волнения. Обращаясь к событиям прошлого, А.С. Пушкин показывает, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны друг с другом, что прошлое нельзя забывать, чтобы не повторять ошибки, что эти ошибки должны стать уроком для будущих поколений. А.С. Пушкин, демонстрируя в повести закономерное становление и развитие в 1773-1775 гг. бунта крестьян, которых долгое время притесняли на законодательном уровне, заставляет современное ему поколение задуматься над крестьянской свободой.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

В основе поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» лежат события Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в отечественной литературе.

Центральный персонаж Василий Теркин является непосредственным участником военных действий. На протяжении всего повествования показывается, как Василий Теркин совершает различные подвиги, желая бороться с врагом, не жалея собственной жизни. Василий Теркин становится собирательным образом, так как в нем воплотились все лучшие качества русского народа, которому пришлось участвовать в военных действиях. Подвиги и героическое поведение Василия Теркина – это подвиги и героическое поведение всего советского народа, о которых необходимо всегда помнить. В поэме выражается мысль о том, что все подвиги участников военных действий останутся в памяти русского народа, что все принимавшие в войне «в одной бессмертной книге // Будут все навек равны». А.Т. Твардовский, живший и писавший «Василия Теркина» во времена Великой Отечественной войны, осознавал, что эта историческая эпоха навсегда останется в памяти у русского народа, и он хотел наиболее точно и ярко рассказать о героизме народа.

А.Т. Твардовский раскрывает тему войны с двух сторон: во-первых, он демонстрирует бессмысленность и жестокость военных действий, когда люди убивают таких же людей, во-вторых, он восторгается героизмом русского народа, который встал на защиту Родины, несмотря на возможные риски смерти.

Образ Василия Теркина существовал еще до начала Великой Отечественной войны, однако все большую популярность этот образ обрел во время войны. Для А.Т. Твардовского было важно выпускать главы поэмы об участнике Великой Отечественной войны во время этой войны, чтобы мотивировать воюющих на победу над врагом. Выпуская поэму о Великой Отечественной войне во время этой самой войны, А.Т. Твардовский без всяких прикрас фиксировал исторические и в частности военные факты. Поэма «Василий Теркин» стала документом эпохи Великой Отечественной войны, и этот документ может проанализировать современное и последующие поколения. Поэма А.Т. Твардовского стала памятью о тех людях, которые принимали участие в жестоких военных событиях, забывая о личных интересах и ставя интересы своей Родины превыше всего, о тех людях, которые отдавали свои жизни ради благополучия Родины.

А.А. Ахматова «Реквием»

А.А. Ахматова в поэме «Реквием» обращается к реальной исторической эпохе, с которой была знакома не понаслышке. В центре повествования находятся «страшные годы ежовщины». А.А. Ахматова описывает советский период сталинских репрессий. В поэме говорится и о тех, кого арестовали и репрессировали, и о тех, кто ждал своих арестованных родных и близких. Период сталинских репрессий не является в поэме фоном действий, а становится тем, что движет сюжет кардинальным образом. А.А. Ахматовой удалось продемонстрировать, что жизнь каждого представителя русского народа в период сталинских репрессий зависела от этого самого исторического периода. Происходящее в стране так или иначе воздействовало и влияло на каждого гражданина, оно не могло оставить никого в покое.

С периодом сталинских репрессий А.А. Ахматова была знакома лично: ее мужа и сына много раз арестовывали и ссылали. В предисловии к поэме А.А. Ахматова отмечает, что в тюремных очередях она провела целых 17 месяцев.

Для А.А. Ахматовой было важно рассказать о том, с чем пришлось столкнуться многим представителям советского народа. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является вымышленной историей, она полна правды. То, с чем столкнулась лирическая героиня поэмы, не является индивидуальной историей конкретного человека, это история целого народа. В основе поэмы лежат не только горе и несчастья А.А. Ахматовой, но и горе и несчастья целого советского народа, которому пришлось столкнуться с трагическими страницами народной истории. Сама А.А. Ахматова в повествовании отмечала, что она является тем самым голосом, которым «кричит стомильонный народ». Строки поэмы «Для них соткала я широкий покров // Из бедных, у них же подслушанных слов» говорят, во-первых, о том, что А.А. Ахматова написала «Реквием» для тех людей, которые столкнулись с «ежовщиной», во-вторых, о том, что в основу поэмы легли истории тех, кого А.А. Ахматова видела во время нахождения рядом с тюрьмой в ожидании сына и мужа.

Поэма «Реквием» стала документом печальных и трагичных страниц истории русского народа. А.А. Ахматова не только рассказывает о тех жестоких событий, с которыми пришлось столкнуться ей и всему советскому народу, но и предупреждает последующие поколения не совершать такие ошибки, какие были в период сталинских репрессий, когда пострадали многие невинные представители народа.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» обращается внимание на такие исторические события, как Гражданская война и Великая Отечественная война. Если Гражданской войне в повествовании уделяется не так много времени, то эпоха Великой Отечественной войны играет в рассказе главенствующую роль.

Центральный персонаж Андрей Соколов является непосредственным участником этих исторических событий. Гражданская война и Великая Отечественная война являются не фоном действий, а определяющими факторами в жизни Андрея Соколова, который не мог оставаться в стороне от тех событий, которые касались всех представителей народа. От этих событий не могли быть отрешены и другие персонажи рассказа.

Андрей Соколов никогда не забудет гражданскую войну, в ходе которой от голода умерли его родители и сестра. Андрей Соколов никогда не забудет Великую Отечественную войну, из-за которой ему пришлось столкнуться с различными трудностями и из-за которой он потерял свою жену и детей. Никогда не забудет Андрей Соколов, как ему, несмотря на все усилия, не удалось доставить красноармейской батарее снаряды, как он попал в плен к немцам и как он сбежал из плена, доставив на Родину немецкого майора с важной военной информацией. Андрей Соколов смог дойти до конца войны, однако военные события никогда не уйдут из жизни Андрея Соколова.

В рассказе подчеркивается, что Андрей Соколов – типичный представитель советского народа, который стал участником военных событий. Андрей Соколов повествует свою историю рассказчику, говоря не столько о себе, сколько о целом народе. М.А. Шолохов демонстрирует, что Гражданская война и Великая Отечественная война оказывают влияние на все поколение.

М.А. Шолохов неслучайно обращается к реальным историческим событиям, писателю было важно продемонстрировать реальные истории тех людей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Известно, что в центр рассказа легла реальная история жизни незнакомца, с которым однажды познакомился М.А. Шолохов. «Судьба человека» – это один из шагов сохранения памяти о Великой Отечественной войне. То, с чем пришлось столкнуться Андрею Соколову в ходе войны, – это то, с чем пришлось столкнуться всему народу. Великая Отечественная война – это часть народной истории, поэтому для М.А. Шолохова было важно написать рассказ, который бы являлся отражением судьбы целого народа.

А.П. Платонов «Котлован»

А.П. Платонов в повести «Котлован» рассуждает о таких исторических явлениях, как индустриализация и коллективизация. В повести довольно иронично описывается желание властей сделать жизнь представителей простого народа лучше. Писатель показывает, что такое желание властей невозможно было осуществить в реальной жизни. Строительство нового мира показывается в повести как явление по-настоящему абсурдное. А.П. Платонов фактически разоблачает деятельность государства. Рытье героями повести котлована не могло привести страну к развитию, наоборот, оно помещало людей все в более глубокую яму. Рытье котлована только символизирует невозможность воплотить в действительность все идеи большевиков. В повести показано, как мир старый сталкивается с миром новым, который в свою очередь нельзя назвать лучшим. Главный герой Вощев оказывается уволенным с предыдущей работы за свою задумчивость, что подчеркивает мысль о том, что для власти были неугодны люди, которые действительно думали, а не делали все по приказу. Герои, роющие котлован по заказу государства, думают о том, что они приближают общество к светлому и идеальному будущему, как это и обещали власти, однако они фактически самостоятельно роют себе могилу. То, что девочка Настя, которая символизирует всю советскую Россию, в финале повести умирает, говорит о позиции А.П. Платонова относительно судьбы своей страны.

Естественно, повесть «Котлован» не могла выйти в момент окончания работы из-за цензурных соображений. Однако повесть А.П. Платонова распространялась в самиздате, что говорит о желании автора с помощью художественного текста продемонстрировать правду. Для А.П. Платонова было важно показать все те несправедливые, жестокие и даже абсурдные явления, которые были свойственны той эпохе. Скрытое за иронией и принципами жанра антиутопии негативное отношение автора повести к индустриализации и коллективизации, которые становятся сюжетным двигателем произведения, помогает продемонстрировать неоднозначное отношение современников индустриализации и коллективизации к данным политическим явлениям. Повесть «Котлован» становится художественным памятником историческим периодам индустриализации и коллективизации, которые оказали влияние на весь русский народ.

А.А. Блок «Двенадцать»

А.А. Блок в поэме «Двенадцать» обращается к реальному историческому событию. Поэма посвящена теме революции. А.А. Блок начал работать над произведением после Октябрьской революции, а толчком к написанию послужили сами революционные события, происходившие в 1917 году. Из этого следует, что «Двенадцать» стала своеобразным документом эпохи. Несмотря на принадлежность А.А. Блока к литературному направлению символизма, поэма «Двенадцать» имеет черты реализма, так как в ее основе находятся реальные исторические события. Автору поэмы удалось продемонстрировать четкое общественное разделение на мир старый и мир новый.

Поэму «Двенадцать» невозможно назвать прославлением революции или сатирой на революцию. А.А. Блоку удалось продемонстрировать двойственный, неоднозначный характер революционных действий. Сам писатель после многочисленных вопросов к нему относительно поэмы «Двенадцать» отмечал, что во время написания поэмы он «отдался стихии, никак не оценивая ее порывы». В этом заключается ценность произведения. Революция в поэме показана с нескольких сторон, подчеркиваются и ее достоинства, и ее недостатки. А.А. Блоку удалось показать противоречивые мысли у всех людей, заставших революцию. Писатель выразил не только собственную позицию, но и неоднозначную позицию всего общества того времени. Кто-то поддержал революцию, кто-то совершенно ее не принял.

А.А. Блок демонстрирует, что события, происходящие в стране, оказывают огромное влияние на всех жителей государства. Революция никого не оставила без вовлечения в общественные явления. Как показывает А.А. Блок, революция кардинальным образом изменила жизнь всего народа, заставила людей переосмыслить все то, чем они жили раньше. Революция в поэме «Двенадцать» рассматривается в двух значениях: это и кардинальные изменения в стране и обществе, и душевные изменения внутри каждого представителя народа.

Поэма «Двенадцать» стала демонстрацией реальных исторических событий, при которых появляются новые ценности и разрушаются прежние ценности, при которых новый мир жестко сменяет мир старый. А.А. Блок обращается к такому историческому событию, которое максимально меняет жизнь целого народа, поэтому поэма «Двенадцать», как и сама революция, оказывается явлением, которое «забвению не подлежит».

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне, который в 1942 году был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью. Многих представителей молодежи, которых всего было около 100 человек, после многочисленных успешных операций против немцев все же сначала арестовали, а затем казнили. Сам А.А. Фадеев признавался, что не ставил перед собой цель как можно точно передать хронологию действий «Молодой гвардии», писателю удалось привлечь читательское внимание к историческому факту о том, что в оккупационное время советская молодежь создала подпольную молодежную организацию, которая боролась с немцами. Для А.А. Фадеева важно было показать тот величайший подвиг, который совершали представители реально существующей молодежной организации «Молодая гвардия». С помощью образов главных действующих в романе героев, являющихся представителями молодежной организации, – Олега Кошевого, Ивана Туркенича, Ули Громовой, Сережи Тюленина, Вали Борц, Ивана Земнухова, Любки Шевцовой – А.А. Фадеев рассказал о деятельности «Молодой гвардии», существовавшей на самом деле.

А.А. Фадеев, во многом используя художественный вымысел, стремился сохранить память о «Молодой гвардии». Сначала роман А.А. Фадеева был идеологически одобренной историей молодежной организации «Молодая гвардия», затем, когда были выявлены некоторые неточности и несоответствия с действиями романа и реально происходившими событиями, роман стал восприниматься как художественный вымысел, который все же передавал основные события того времени. А.А. Фадееву удалось сохранить память о молодежной организации, хоть и не в точном и подробном описании.

В романе «Молодая гвардия» говорится не только о молодежной организации, ее членах и ее деятельности, но и о Великой Отечественной войне в целом. В романе показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться советским людям, оказавшимся в оккупированном немцами городе Краснодоне, и жестокости, которые совершали по отношению к советскому народу немцы и перешедшие на их сторону полицаи. В «Молодой гвардии» изображены случаи из жизни многих представителей советского народа во время Великой Отечественной войны, о которых необходимо знать и помнить.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

В сборнике рассказов В.Т. Шаламова «Колымские рассказы» демонстрируется период сталинских репрессий. В основе рассказов лежат судьбы тех людей, которые попали в тюрьме по статье «враги народа». Сам В.Т. Шаламов был заключенным на Колыме, откуда он все же смог выбраться, после чего пожелал рассказать всю правду о сталинских репрессиях.

В.Т. Шаламов, который знал о тюремной жизни не понаслышке, с помощью художественного произведения хотел зафиксировать реально существующие факты того времени, с которыми ему также пришлось столкнуться в своей жизни. Автору сборника рассказов, который отличается документальным характером, удалось отразить важный период в жизни целого народа, удалось продемонстрировать жестокость эпохи, когда государство ставило собственные цели превыше свободы отдельных граждан и их жизней. В.Т. Шаламов не побоялся рассказать всю правду того времени, не побоялся рассказать о тех испытаниях, которые он прошел лично, не побоялся рассказать истории тех людей, которые отбывали тюремное заключение по статье «враги народа» и не смогли выбраться из тюрьмы. Истории, рассказанные автором сборника «Колымские рассказы» – не вымысел, не антиутопия, не история какого-то одного конкретного человека, это история всего советского народа, это трагедия целого народа.

В.Т. Шаламов выбирает довольно необычную проблематику для своего сборника, однако он подробно описывает все то, что было в реальной действительности. Период сталинских репрессий – часть истории русского народа, о которой необходимо знать и помнить для того, чтобы не повторять ошибки прошлого. В рассказах из сборника В.Т. Шаламова видно желание автора предупредить последующие поколения и отгородить их от совершения тех ошибок, которые были допущены в период правления И.В. Сталина. Писатель, раскрывая в своих рассказах реальную действительность, призывает к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий. Каждый рассказ из сборника «Колымские рассказы» является документом эпохи, к которой был причастен главный герой-рассказчик, выражающий позицию самого автора, отбывавшего в свое время заключение на Колыме. Демонстрируя период сталинских репрессий как время, когда людей несправедливо заключали в тюрьму, считая их врагами целого народа, В.Т. Шаламов говорит о горьких страницах прошлого, которые должны преподать следующим поколениям важные уроки.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Э.М. Ремарк в своем романе «На западном фронте без перемен» обращается к теме Первой мировой войны. В центре повествования оказывается так называемое «потерянное поколение», то есть люди, которые не могли после участия в войне жить обычной жизнью. Сам Э.М. Ремарк в предисловии к роману говорит о том, что произведение является «попыткой рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». В романе четко прослеживается мысль о том, что военные события оказывают огромнейшее влияние на жизни и на мировоззрения всех участников этих исторических событий. Э.М. Ремарк демонстрирует, что невозможно вернуться с войны, на которой можно было встретить лишь насилие, жестокость, ранения, кровопролития и гибели товарищей, и жить обычной жизнью, жить счастливо.

Писатель подчеркивает жестокость и беспощадность войны, а также ее бессмысленность. Э.М. Ремарк показывает, что многие люди на самом деле не хотели участвовать в кровавых военных событиях, однако они были вынуждены принимать участие в бессмысленной войне, которая по итогу сломала их либо в физическом, либо в моральном плане. Писатель показывает, что мертвыми оказываются все участники военных действий: кто-то лишается жизни и погибает физически, а кто-то физически остается в живых, но погибает морально.

Центральный персонаж Пауль Боймер чувствует себя словно пушечное мясо, которое бросили, совершенно не задумываясь. Главный герой рассуждает о том, что те люди, которым нужна была война для каких-то целей, сами не принимали участия в военных сражениях, заставляя людей думать о том, что война является наивысшей формой служения государству. Центральный герой не видел пользу от войны лично для самого себя, из войны он вынес лишь горькие жизненные уроки. Вместо тех людей, которым нужна была война, воевали обычные жители, которые не хотели видеть насилие и не хотели умирать. Э.М. Ремарк выражает мысль о том, что люди, которые развязывают войны, самостоятельно убивают людей собственного же народа.

Роман «На западном фронте без перемен» становится памятником тех страшных и трагичных страниц мировой истории. Рассуждения о беспощадности и жестокости кровопролитных войн становятся настоящим уроком для последующих поколений.

М. Зусак «Книжный вор»

В основе романа М. Зусака «Книжный вор» лежат важные для всего мира и человечества исторические события. Действие происходит в Германии, начиная с января 1939-го года. В повествовании показано зарождение и развитие фашистского движения в Германии на примере немецкого города Молькинга. Также в романе показаны события Второй мировой войны, которые оказали влияние не только на жителей конкретного города или определенной страны, а на всех жителей планеты.

Фашистское движение и события Второй мировой войны становятся в «Книжном воре» не столько фоном, на котором развивается сюжет, сколько основными сюжетными двигателями. На жизнь основных персонажей – Лизель Мемингер, Ганса Хубермана, Розы Хуберман, Руди Штайнера, Макса Ванденбурга, Ильзы Герман – существенным образом влияют исторические события. Можно сказать, что весь роман М. Зусака повествует не столько о жизни главной героини Лизель Мемингер и жизни близких ей людей, сколько о судьбе целого поколения.

Поднимая темы фашизма и Второй мировой войны, М. Зусак демонстрирует жестокость исторической эпохи. Автору романа было важно рассказать о тех событиях, которые происходили в мире на самом деле, которые калечили судьбы реальных людей, живущих по всему миру. Сам М. Зусак признавался, что в основу «Книжного вора» легли многочисленные истории, рассказанные ему родителями, которые собственными глазами видели ужасы фашизма и Второй мировой войны. Родители рассказывали М. Зусаку о фашистской Германии, о евреях, проходящих мимо немецкого городка, в котором жила мать писателя, о людях, которых государство угнетало за то, что они не выражали поддержку нацисткой власти и поддерживали так называемых «врагов народа», о жизни в Австрии во время Второй мировой войны, о мюнхенских бомбежках; все эти реально произошедшие события нашли свое отражение в романе.

В романе М. Зусака четко прослеживается авторская позиция: писатель выражает негативное отношение к фашистской деятельности и жестоким, беспощадным военным событиям. Даже сам Смерть, от лица которого ведется все повествование, выражает отрицательное отношение к тем историческим событиям, которые оказали влияние как на людей, так и него самого. Роман «Книжный вор» становится предупреждением для поколений, следующим за военным поколением. Изображая жестокость фашизма и войны, М. Зусак выражает категоричную мысль о том, что так жить ни в коем случае нельзя, что события того времени должны послужить уроком для последующих поколений.

Вывод

Таким образом, не должны подлежать забвению те исторические явления, которые повлияли на представителей народа или на абсолютно всех людей. Задача современного поколения заключается в том, чтобы узнавать о событиях прошлого и передавать следующим поколениям тот положительный и отрицательный опыт, который уже есть у человечества.




Дополнительные материалы по направлению «Забвению не подлежит»:

  • Примеры сочинений по направлению «Забвению не подлежит»